Оставайтесь в курсе
RU

Якунчикова-Вебер Мария Васильевна

(1870 - 1902)

Мария Васильевна Якунчикова-Вебер — одна из первых профессиональных художниц в России. Совместив в своем творчестве отечественную школу и европейские художественные новшества, Якунчикова вошла в круг основоположников символизма и модерна на русской почве. Художница находилась в эпицентре творческой жизни Москвы и Парижа: была близка с Третьяковыми, Поленовыми, Мамонтовыми и Абрамцевским кружком, Дягилевым и художниками круга «Мира искусства», парижскими символистами. Она создавала картины и панно, изучала древнее искусство и даже участвовала в организации Кустарного отдела Русского павильона на Всемирной выставке в Париже. К несчастью, из-за сильной болезни периоды творческого воодушевления художницы часто сменялись моментами ухудшения самочувствия, и жизнь М. В. Якунчиковой оборвалась на 32 году жизни — в момент наиболее полного ее расцвета.

Лучше познакомится с художницей и ее непростой судьбой можно благодаря воспоминаниям ее сестры — Натальи Васильевны Поленовой, жены знаменитого художника. Наталья Поленова очень чутко описывает жизнь художницы, ее переживания и устремления. Это очень личный взгляд, который позволяет и нам практически познакомиться с прекрасной художницей Марией Васильевной Якунчиковой-Вебер. Проводим сокращенную версию очерка. 

Якунчикова-Вебер Мария Васильевна Якунчикова-Вебер Мария Васильевна Якунчикова-Вебер Мария Васильевна

Мария Васильевна Якунчикова родилась 19 января 1870 года в Висбадене, где родители ее проводили зиму. Детство её протекло в Москве среди очень многочисленной семьи.

Зиму Якунчиковы проводили в городе, а по летам уезжали в подмосковное имение «Введенское» Звенигородского уезда. Введенское играет большую роль в детстве Марии Васильевны и влияние его отразилось и на ее характере и на направлении ее художественного развития. Это соединение благородно-чопорной внутренней обстановки с возвышающей красотой природы держало впечатлительного ребенка всегда в каком-то приподнятом настроении и развило в нем вдумчивость, чутье красоты и уважение к прошлому.

Рисовать M. В. всегда любила, но способности ее стали определяться к 12-ти годам. Летом 1883 года в Введенское, для руководства занятиями детей, был приглашен художник-преподаватель, Н. А. Мартынов. Его уменье приохотить детей к рисованию, совместная с ними работа с натуры и присущее ему уважение к индивидуальными способностями ребенка, привлекли к нему любовь М. В. и она принялась за серьезную работу.

Между тем этой счастливой детской поре в Введенском близился конец. Осенью 1883 года тяжелые семейные обстоятельства произвели перелом в жизни семьи, а зимой 1884 года Введенское было продано. Под влиянием этого горя М. В. как-то вдруг выросла и развилась нравственно; ее чуткая натура начала вдумываться в людские отношения. У нее выработалась тонкая оценка людей и глубокое уважение к их личным качествам. Она сознала, что пора счастливого детства горько оборвана и что надо самой создать осмысленное юношество; для этого надо было прежде всего заняться своим образованием.

Занятиями ее в то время руководил преданный друг семьи, С. С. Голоушев (Сергей Глаголь). Сам — художник-любитель, он поддерживал M. В. в ее увлечении искусством и много помог ей в этих первых шагах на пути художественного развития. В это время она поступила в Школу Живописи и Ваяния. Утром она писала там этюды, днем занималась дома, а вечером опять рисовала в школе. Эта работа всецело увлекла ее и она отдавала ей все силы.

В 1886 году М. В. сблизилась с семьей Поленовых. Это знакомство создало для нее новую эпоху в ее жизни. Е. Д. Поленова обладала особым даром вызывать в людях сознание их сил, внушать им веру в себя, направлять и воодушевлять их на работу. Это влияние M. В. сильно почувствовала на себе и всегда чувствовала и сознавала его и впоследствии.

Лето 87 и 88 годов М. В. проводила большей частью у Поленовых в Жуковке, маленькой усадьбе близ Мытищ, на реке Клязьме. В Жуковке шла жизнь очень увлекательная; там, кроме M. В., гостили Константин Коровин и Остроухов, наезжали Серов, Левитан, Нестеров и другие. Для всех это была эпоха горячей работы. Каждый работал по-своему и работал много, а затем делились впечатлениями.

Подолгу беседовали между собой M. В. и Е. Д., и между ними установилось духовное родство. Елена Дмитриевна, как старшая и к тому же очень образованная женщина, имела большое влияние на развитие М. В. Мария Васильевна же со своей стороны, как натура очень чуткая, пытливо добивалась постоянного анализа самых разнообразных чувств и впечатлений. Эти минуты духовного настроения и художественного восторга М. В. называла «общением с призраком». Когда наступала эта счастливая пора, — работа шла с вдохновением и надеждой.

Осенью 88 года M. В. в первый раз поехала за границу с отцом и сестрами. Они направились через Вену в Италию. От  этого путешествия сохранились письма, дневники, свидетельствующие, как сильно была развита в М. В. наблюдательность и потребность отдавать себе отчет в своих впечатлениях. Если можно так выразиться, она все видит в сознательных чертах и красках. Поездка окончилась смертью в Аббации маленькой сестры М. В., и семья поспешила назад в Москву.

1889 год начался грустно. Усиленная работа в Школе Живописи и Ваяния при тогдашней плохой обстановке, страшной духоте и жаре, и переутомление сказались на здоровье M. В. Доктора нашли необходимым отправить ее на юг. В марте 89 года она опять едет за границу через Берлин и Париж в Биарриц.

Париж охватил и увлек M. В. с одной стороны своей внешней жизнью, с другой своим художественным подъемом. Знакомая с французским искусством только по собранию С. M. Третьякова в Москве и считая некоторые вещи этой коллекции шедеврами, она поражается здесь количеством равносильных им картины, ее увлекает это обилие творчества, эта неутомимая работа и искание новых форм.

Но здоровье требовало скорейшего отъезда на юг и пришлось прервать все эти художественные восторги. Пребывание на юге, затем лето в Нормандии сделали свое и M. В. ожила.

Осенью вся семья съехалась на всемирную выставку и было решено провести зиму в Париже. Это как нельзя больше соответствовало мечтам М. В. Она чувствовала на себе бодрящее влияние Парижа, чувствовала, какой сильный толчок к работе он давал своей разносторонней художественной жизнью. Разбираясь во впечатлениях от выставок и особенно от богатейшего художественного отдела всемирной выставки, она поняла свои собственные силы и выяснила себе всю серьезность и глубину присущей ей потребности художественного творчества; она осознала, что единственное дело ее жизни — быть художником. Неутомимая работа западных мастеров и их широкий размах на почве строго выработанного рисунка ясно доказывали ей необходимость серьезно учиться и она пока поступила в мастерскую Jullian.

В Московской школе она прошла все классы до натурного, а здесь она принялась за рисунки и этюды с натурщиков. Живая, интеллигентная среда, в которой она жила, веселая уличная жизнь Парижа, хороший климат — все это придало ей массу энергии. В этюдах натурициков являются новые приемы письма у М. В. Больше твердости, больше мужественности, больше размаха; и она сама сознает, что становится твердо на ноги.

Так работает она зиму 89, 90, 91 и 92 годов. Летом она месяца на три приезжает в Россию набираться «русского духа». В Россию ее тянет родная природа и деревенская жизнь; они вдохновляют ее и дают силу творчества; a Париж привлекает ее внешней художественной жизнью, дает ей симпатичную обстановку, легкость работы и постоянный художественный подъем духа. 

В 93-м году она увлеклась цветным офортом и весной послала три вещи в Салон Champs de Mars. Оне были приняты. Успех этот имел для нее большое значение, потому что внушил окружающим больше доверия к ее художественной карьере и тем дал ей возможность стать совсем самостоятельной. В голове бродили сюжеты новых произведений и созревали планы для будущаго.

Шесть лет, прожитых Якунчиковой в Париже, дали ей много для ее художественного развития; но они не поработили её — душа её всегда лежит к русской жизни и природе. Ее начинает утомлять эта утонченность форм и искание оригинальности. Ей хочется родной простоты, хочется работать в России. 

Она часто уезжает за город и пишет с натуры. От этого постоянного общения с природой у нее развивается тончайшая наблюдательность форм, ей хочется как можно правдивее передать всю поэзию природы. Она рисует, и рисует с увлечением. Чтобы строже держать себя в границах правды, она начинает рисовать выжиганием прямо с натуры, так что уж  уничтожить раз проложенную линию — нельзя; надо смотреть бесповоротно верно и сознательно. Рядом с этим ей хочется и упростить эту форму, она старается найти основные необходимые черты и верным рисунком передать и главный смысл, и красоту изображаемого и движение в природе. К этому времени относятся ее многочисленные выжженные по дереву панно.

Осенью 97-го года судьба М. В. окончательно определилась: она вышла замуж за доктора Л. Н. Вебера, человека всей душой преданного ей и с любовью понимавшего и ценившего ее талант.

Тут начинается самая полная пора жизни М. В. Личное счастье на время отодвинуло серьезный занятия живописью; кроме того явились и новые житейские заботы. Но, когда все удалось, устроилось и жизнь наладилась, М. В. с обновленным духом отдалась художественным мечтам

В ноябре 97-го года в Париж приехала Е. Д. Поленова, чтобы провести там зиму; это довершало счастье М. В. Вдохновительная близость этого друга по искусству подняла дух ее. В ее доме собирался кружок молодежи, товарищей ее мужа, увлеченный современным течением в литературе и искусстве. Под влиянием Е. Д. у М. В. вполне определился план ее работ в России. Она стала мечтать о приобретении там маленького уголка, куда бы она могла наезжать по летам, чтобы вдохновляться русской деревней; она сознавала, что теперь назрела пора этой работы; она чувствовала в себе силы для нее.

В мае друзья расстались, — Е. Д. уехала обратно в Россию, а М. В. — в Швейцарию. Тут она получила первые известия о тяжелой болезни, поразившей Елену Дмитриевну. Ясность будущего помутилась этой вестью, но оставалась еще надежда на счастливый исход. 7-го ноября Е. Д. скончалась.

Это первое жестокое столкновение со смертью близкого по духу человека потрясло М. В.; но оно не убило в ней энергии. Тот вдохновительный призрак, который поочередно являлся то Е. Д., то ей, теперь остался с ней одной и она почувствовала на себе двойную ответственность. Она одна должна продолжать задуманные вместе работы, и будущее представилось ей еще тверже и определеннее. Она решила следующее лето провести в России. Зиму ей пришлось мало работать: ее отвлекали заботы о сыне, о котором она мечтала и которого ей так хотелось с колыбели окружить поэзией природы, и именно русской природы. Она сделала для него деревянную кроватку, в которую вставила дощечки — панно с детски-стилизованными сценами русской деревни. Ей хотелось, чтобы его первые сознательные впечатления были от русской жизни.

В мае 99-го года она с ребенком приехала в Москву, чтобы провести лето в Наре, подмосковном имении M. Якунчиковой.

Тут, действительно, началась серьезная, неутомимая работа, с увлечением, с пылом и с молодым успехом. Момент расцвета жизни и художественного развития настал. Художественное творчество, задержанное последние годы, вылилось теперь с небывалой силой. Обстоятельства и обстановка как нельзя более благоприятствовали ей. 

Дома в это время М. Ф. Якунчикова собирала склад вещей для кустарного отдела предстоящей всемирной выставки в Париже. Эти наивные стилизованным игрушки, чудные набойки и ткани, русская примитивная утварь, собранная по всей России, вдохновляли М. В . — она захлебывалась от восторга. Она была счастлива так всецело погрузиться в этот чистый русский дух. Сообща с М. и с Н. Я. Давыдовой делались планы устройства кустарного отдела. Впереди была целая зима приготовлений к выставке, а затем опять лето в России с определенно намеченной работой. Запас энергии был громадный; М. В. чувствовала себя, наконец, на прямом и ясном пути.

Но судьба жестоко оборвала этот расцвет ее художественной деятельности. По возвращении в Париж сильно заболел ее сын; спасения, казалось, не было; впереди открывалась зияющая бездна, которая должна была поглотить это дорогое существо. Тут  началась ожесточенная борьба матери со смертью и отрывочные письма этого времени — это вопли отчаяния. Ребенок остался жив; но М. В. нравственно надорвалась. В это время к ней приехал ее любимый племянник из Москвы, внезапно заболел крупозным воспалением легкого и на ее глазах через 5 дней умер. Это довершило удар. Бездна, на краю которой она с таким ожесточением боролась за своего сына, беспощадно поглотила другое близкое существо. Она всецело погрузилась в вечный, неразгаданный вопрос — зачем? куда?

Состояние ее в это время было ужасное и муж поспешил увезти ее в Швейцарию. Там она мало-помалу стала приходить в себя, возвращаться к жизни, а, следовательно, и к художественным планам. Опять появилась бодрость. Ее опять потянуло в Париж; ей хотелось исчерпать богатый для нее материал в русском кустарном отделе всемирной выставки.

Она в это время задумала русскую азбуку в картинах. Ей хотелось зарисовать кустарные игрушки, которые имели для нее такую прелесть примитивности, и иллюстрировать азбуку этими стильными изображениями людей, животных и предметов. В Париже она с лихорадочным рвением принялась за работу; но здоровье ее уже было надорвано; на выставке она еще простудилась — появился зловещий кашель, потеря голоса и страшный недуг определился: ее поразила чахотка. Пришлось все бросить и скорее спешить на Юг, в Ментону. С этого момента начинается двухлетнее умирание.

Ее хрупкая, отвлеченная натура не вынесла жестоких ударов жизни и физические силы сломились. Но сильный дух не уступал до конца: она переносила все страдания с поразительным мужеством, она боролась до последней минуты. Ей надо было еще жить, потому что она так любила все живое; ей надо было еще столько сказать, столько выразить своим талантом. 

В апреле у М. В. родился второй сын, и после этого состояние ее стало резко ухудшаться. Ее перевезли в Швейцарию, в горный санаторий. Но ни климат, ни лечение, ни самоотверженный уход мужа не могли остановить развития болезни. Весной 1902 года положение ее было признано безнадежным и ее перевезли в окрестности Женевы, где жили ее дети и находилась вся ее парижская обстановка. Как восхищалась она каждым листочком, каждой травкой, когда ее везли в экипаже! Как она была рада опять увидать вблизи природу. Несмотря на упадок физических сил, она все время работала мыслью, все стремилась говорить об искусстве.

14 / 27-го декабря, при звоне рождественских колоколов, напоминавших о духовном обновлении мира, Мария Васильевна ушла от жизни земной.

Н. Поленова. Мария Васильевна Якунчикова. 1870-1902. Москва, Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1905.

 

Работы Марии Якунчиковой-Вебер крайне редко встречаются в продаже на антикварном рынке. Единицы работ находятся в частных коллекциях в России и зарубежом. Большая часть наследия была выкуплена аукционным домом Christie's, и неизвестно, когда она будет доступна для российских покупателей.

На нашем сайте можно приобрести уникальную живописную работу XIX века в стиле модерн. Данная картина была включена в состав посмертной выставки художницы, организованной в Москве в 1905 году ее супругом Л. Н. Вебером и ее старшей сестрой Н. В. Поленовой в рамках 2-ой выставки СРХ. Рекомендуем для пополнения коллекции, особенно собирателям Абрамцевского кружка.

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка

Рекомендуем

Кончаловский Петр Петрович Модель на стуле
бумага, графитный карандаш

Силаев В.С.; из собрания сестры художника

1900-е гг.
400 000
Колесников (Одесский) Степан Федорович Весенние работы
бумага на картоне, графитный карандаш, темпера

Экспертиза НИНЭ имени П. М. Третьякова

1917
750 000
Штемберг (Штембер) Виктор Карлович Сидящая обнаженная
холст, масло

Экспертиза ЦХЭ имени И. Е. Репина

рубеж XIX - XX вв.
1 350 000
Императорский фарфоровый завод Флакон в виде короны (душница) периода Николая I
фарфор, лепка, роспись надглазурная, золочение

Вторая половина 1830-х - 1840-е гг.

Уникальный предмет, флакон для духов (душница).

Предназначался для императрицы Александры Фёдоровны в качестве подарка к празднику от Николая I.

Экспертное заключение И.П. Попова 

Марка синяя подглазурная: "H.I" под императорской короной

1830-1840-е гг.
1 875 000
Дубовской Николай Никанорович На закате. Клубятся облака
холст, масло

Центр художественной экспертизы им. И. Е. Репина

1881
4 500 000
Фонвизин Артур Владимирович Всадница
бумага, акварель

Работа принимала участие в выставке: Удивительный мир акварели. Артур Фонвизин и Дмитрий Суринович. Национальный исторический музей Республики Беларусь. 2015 г. 

1950-е гг.
350 000
завод Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
Попков Виктор Ефимович Совхоз
бумага, холст, масло

Из мастерской художника.
Опубликована в каталоге «Виктор Ефимович Попков. Выставка произведений. Живопись. Графика». Москва, 1976.
Опубликована в книге Юрия Попкова «Трагедия радости. Виктор Попков» (Кн. 2 и 3). Москва, 2021

1964-1965
1 350 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
750 000
Кондратенко Гавриил Павлович Мотивы реки Унжи
дерево, масло

На обороте дарственная надпись «Внучке Ирочке от дедушки
1921 года Февраля 3 дня Село Спас В К Мотивы р. Унжи»

1 пол. XX века
390 000
Рабин Оскар Яковлевич Ночная корова
оргалит, масло

Экспертиза Силаев В.С.

1975
3 000 000