Оставайтесь в курсе
RU

Бич Борис Николаевич

(1946 - 2018)

Неофициальное искусство СССР второй половины XX века богато на различные течения. Особое место тут занимает абстракционизм, который активно развивался в творчестве представителей групп «20» и «21» и особенно в работах Бориса Бича (1946 - 2018).

Как пишет искусствовед Анна Флорковская, «абстракция 1970-х - 1980-х годов существенно отличается от абстракции конца 1950-х - 1960-х годов, еще дальше она от “классической” беспредметности 1910-х -1920-х. Наследие авангарда здесь значительно переосмыслено. Как и в предшествующем десятилетии, абстракция отчасти сохраняет деление на геометрическую (“холодную”), и экспрессионистическую (“горячую”), но границы между ними становятся все более подвижными, скользящими. Абстрактное и фигуративное жестко не противопоставлены, абстракция словно теряет “чистоту жанра”. В геометрической абстракции мелькает эмоциональность, экспрессионистическая абстракция активно включает в себя фигуративные образы». [Флорковская А.К. Малая Грузинская, 28. Живописная секция Московского объединенного комитета художников-графиков. 1976-1988. Москва, 2009. С.244]

Бич Борис Николаевич Бич Борис Николаевич Бич Борис Николаевич

Такой синтез абстрактного и фигуративного особенно характерен для творчества Бориса Бича, постморедниста, супрематиста и одной из ключевых фигур в группе нонконформистов «21». В работах автора сосуществуют бытийное и бытовое: гоночные машины и легкие самолеты изображаются в супрематическом духе, собираются из ровных линий и геометрических фигур. Объекты на картинах Бича обретают особую динамику, они устремляются навстречу зрителю и будущему. Важно отметить, что проблемы освоения внутренней динамики картины — ее пространственной структуры и предметной формы — были принципиально важны для всех живописцев групп «20» и «21». 

Даже отказываясь от фигуратива, Борис Бич часто сохраняет ассоциативно-узнаваемые предметные формы. Расположенные на холсте фигуры напоминают города, летящие спутники, констелляции планет или вызывают у зрителя личные ассоциации.

В исключительно абстрактных работах художника тоже присутствует элемент своеобразного реализма: геометрические фигуры моделируются светотенью, они осязаемы, весомы. Формы трехмерны и существуют в трехмерном пространстве. Вступая в диалог с супрематизмом Малевича, Борис Бич привносит в плоскостную геометрию чувственность и вещественность. Это уже не попытка воскресить авангард начала века, но постмодернистская игра с цитатами в контексте современности

Творчество Бориса Бича делится на циклы композиций:
1977 год — ГЕД (геометрическое единение);
1979 год — ГЕОКОН (геометрические конструкции);
1982 год — ГЕОМЕД (геометрические медиумы);
1986 год — ГЕОЭКС (геометрический экспрессионизм) и Пангеометрические константы;
1988 год — ГЕМГЕР (геометрическая герменевтика);
1990-е годы — эксперименты с супрематизмом и образами автомобилей и самолетов.

Пройдя через различные этапы своего творчества, художник добился эффекта сбалансированных и отрешенных композиций, в которых ощущается равновесие пространства и времени.

Помимо живописи, Борис Бич занимался акционизмом, который в 1970-е набирал особые обороты. Вместе с Михаилом Чернышовым в 1976 в Воронцовском парке художник провел акцию «Удвоение», а в 1978  в Царицынском парке — хэппенинг «Удвоение-II», в котором приняли участие Виталий Длугий, А. Власов, Константин Звездочетов, и на котором присутствовали порядка 100 человек. Художники работали с темой повторения, ритмических паттернов в природном пространстве.

Безусловно важный вклад Бориса Бича в отечественное искусство заключается также в том, что он выступил одним из организаторов группы «21»

Вот как художник описывает сущность объединения: «Первая выставка группы "21-го московского художника” родилась спонтанно и состоялась в 1982 году. Последующие выставки планировались и подбирались по принципу двух художественных течений “Геометрической абстракции” и “Абстрактного экспрессионизма” … Основой для формирования группы послужило многолетнее знакомство художников, а также совместные выставки, уходящие корнями в первые квартирные и последующие в залах МОКХГ на Малой Грузинской, 28. Каждый из авторов планомерно и серьезно исследует выбранный им стиль в течении многих лет, совершенствуясь с каждым годом, не изменяя своим концепциям, выбранным однажды … Не отказываясь от культурного наследства мирового искусства художники группы “21” стремятся к созданию каждый своего произведения, к насыщению его своим, а не заимствованным содержанием». [Цит. по: Другое искусство. Москва 1956-1988. Москва, 2005. С.310-311]

За шесть лет существования группы с регулярными ежегодными выставками в Горкоме графиков состав объединения менялся. Помимо Бориса Бича, к группе принадлежали Игорь Снегур, Лев Повзнер, Серж Бордачев, Натта Конышева, Николай Вечтомов, Семен Файбисович, Александр Юликов, Владимир Наумец, Владимир Казарин, Белла Левикова и другие.

Творчество художников группы «21» выходило за пределы геометрической абстракции и абстрактного экспрессионизма, за счет чего группа стала одним из самых динамичных явлений в советском искусстве. Выставки группы всегда привлекали широкое внимание публики и отечественной и зарубежной прессы, телевидения. Художники группы регулярно принимали участие в зарубежных выставках и аукционах. 

Борис Бич был тепло принят не только в московских, но и в шведских, немецких, итальянских галереях, вследствие чего значительное число его работ находится за рубежом, а на отечественном рынке его произведения представляют особую редкость. Картины Бориса Бича входят в собрания Третьяковской галереи, Русского музея, Московского музея современного искусства, а также в ведущие частные коллекции, посвященные неофициальному искусству Советского Союза.

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка
Бич Борис Николаевич Композиция 2х2
холст, оргалит, масло
1976
180 000
1994
200 000
1992
200 000
1980
По запросу

Рекомендуем

1973
270 000
Колесников (Одесский) Степан Федорович Весенние работы
бумага на картоне, графитный карандаш, темпера
НИНЭ им. Третьякова
1917
930 000
1830-1840-е гг.
2 325 000
1921
3 255 000
рубеж XIX - XX вв.
1 674 000
Зверев Анатолий Тимофеевич Боевой петух
картон, масло
Силаев В. С.
1986
1 395 000
1950-е
650 000
завод Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
930 000