Оставайтесь в курсе
RU

Щербаков Борис Валентинович

(1916 - 1995)

Творчество видного советского живописца Бориса Валентиновича Щербакова широко известно и любимо зрителями. Б. В. Щербаков явился участником многих республиканских и всесоюзных художественных выставок, а также персональных выставок в нашей стране и за рубежом. Художник проявил себя в самых разнообразных жанрах живописи: он пишет сюжетно-тематические картины, портреты, пейзажи, натюрморты. Но, пожалуй, самым значительным и интересным в его творчестве является жанр так называемого „литературного пейзажа“, основоположником которого явился в нашем искусстве Щербаков. 

Щербаков Борис Валентинович Щербаков Борис Валентинович Щербаков Борис Валентинович

Под „литературным пейзажем“ подразумевается изображение природы, связанной с деятельностью крупнейших русских писателей Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Чехова, Шолохова, природы, среди которой ‚ они жили, которая их вдохновляла и получила высокое художественное отражение в их произведениях. Щербаков пишет памятные места, связанные с жизнью и творчеством русских писателей, и в его пейзажах мы узнаем уголки природы, ими описанные, чувствуем особый характер их мировосприятия. „Литературные пейзажи“ Щербакова вызывают в нашей памяти эпизоды жизни и страницы произведений великих людей. Они навевают ассоциации с конкретными литературными описаниями и вместе с тем остаются вполне самостоятельными живописными произведениями. Воспринимая эти пейзажи и вспоминая связанные с ними литературные образы, мы по-особому переживаем родную природу. В нашем сознании рождается комплексный, синтетический образ, где литература и живопись взаимно дополняют и обогащают друг друга. 

Чтобы оценить вклад, сделанный Щербаковым в советское изобразительное искусство, важно проследить весь творческий путь художника. 

Борис Валентинович Щербаков родился 7 апреля 1916 года в Петрограде, в семье художника. Его отец, В. С. Щербаков, также был профессиональным живописцем, окончившим петербургскую Академию художеств в 1909 году. Семья Щербаковых поддерживала близкое знакомство со многими выдающимися художниками того времени, среди которых А. А. Рылов, Н. И. Фешин, Н. Ф. Юон, Е. Е. Лансере и другие. Мальчик рос в культурной среде. Он рано начал рисовать и с одиннадцати лет пользовался советами и наставлениями выдающегося художника А. А. Рылова. У истоков формирования молодого художника стоял крупный реалист, пейзажист школы Куинджи, и уже первые творческие опыты Щербакова опирались на прочную реалистическую традицию. В полной мере она была освоена в годы учебы во Всероссийской Академии художеств, которую молодой живописец закончил в 1939 году по мастерской И. И. Бродского. 

Годы учебы Щербакова в Академии были ознаменованы окончательным утверждением социалистического реализма в советском искусстве. Тогда было покончено с формалистическими экспериментами и во всех видах искусства созданы выдающиеся реалистические произведения. Все эти процессы не могли не отразиться на воспитании молодого живописца. 

Его учитель И. И. Бродский, ученик И. Е. Репина, стоял во главе Академии художеств. Крупный живописец и педагог-энтузиаст, он прививал ученикам любовь к русской классической традиции, воспитывал в каждом из них художника-гражданина, направляющего свое искусство на служение родному народу. Из высшей школы Щербаков вышел во всеоружии профессионального мастерства. 

И вскоре он был вовлечен в водоворот бурных исторических событий нашего времени. Началась Великая Отечественная война. Молодой художник, как и миллионы его сверстников, надел военную форму. До 1948 года он находился в рядах Советской Армии. Множество фронтовых зарисовок, сценок военной жизни, портретов участников и героев войны осталось у него от этого времени. Для них характерны естественность, внимание к человеку, умение в простом и обыденном увидеть и передать героическое. Многие из этих рисунков имеют значение ценнейших документов, сохраняя в памяти людей суровое и драматичное время, когда выковывалась победа над врагом. 

Вернувшись после войны к профессиональной художественной деятельности, художник упорно работает над совершенствованием своего мастерства. 

На первом этапе своего творческого пути Щербаков тяготеет прежде всего к созданию сюжетно-тематических картин со значительным социальным и историческим содержанием. 

Далее Щербаков пишет картины о нашей современности: страна залечивала раны, нанесенные войной, жила пафосом восстановления народного хозяйства. И картины Щербакова были продиктованы велением времени. Они отразили трудовой энтузиазм народа, запечатлели различные эпизоды созидательной деятельности людей. Картины эти полны оптимизма, уверенности в будущем. Изображая людей в процессе труда, художник всегда уделял первостепенное внимание их творческому состоянию, их характерам. Поэтому машины, орудия труда, производственная техника у него никогда не подавляют человека. Наоборот, люди выступают как подлинные властители техники, хозяева своего дела и своей страны. 

Художник обращается также к международным сюжетам, связанным с борьбой за мир, с протестом против войны. Большое место в картинах Щербакова занимает историко-революционная тема. 

Сюжетно-тематические картины ни по количеству, ни по значению не занимают главного места в творчестве Щербакова, но тем не менее они явились определенным вкладом в развитие этого жанра. В них отразились проблемы и волнения времени, этапы жизни нашего общества. Художник показал себя здесь мастером композиции, умело раскрывая не только характеры, но и взаимоотношения между людьми, добиваясь живописи, ясной организованности, достоверности целого. В этом ему, безусловно, помогла академическая школа, воспитавшая не только мастерство рисунка и колорита, но и композиционное мышление, умение соподчинять части целому, организовывать пространство, добиваться естественности изображенного события. 

Большим мастером психологической характеристики показал себя Щербаков также и в портретах. Они всегда обладают безусловным сходством с их прототипами. Все его герои — наши современники, и мы нередко узнаем в них людей, известных нам по другим источникам. Но портреты мастера углубляют наше представление о них. Щербаков верен классическому реалистическому методу: идти от внешнего к внутреннему, от непосредственно воспринимаемого облика человека — к характеру и состоянию. 

Щербакова иногда упрекали в архаичности и фотографичности. Но упреки эти несправедливы. У мастера нет стилизации старины, как и дотошного копирования натуры. Но он любит материальную плоть вещей и передает свои ощущения зрителям. В этом он опирается на традицию, но дает ей новую жизнь. Его отношение к объективному миру созвучно миллионам людей нашего времени. 

 

Но, конечно, главное место в его творчестве занимает природа России. Здесь мы переходим к наиболее существенному вкладу, сделанному художником в советское искусство. Это сфера пейзажа, где Щербаковым совершено подлинное художественное открытие. 

Пейзажи Щербаков писал с самого начала своей творческой деятельности. В них, как и в других жанрах, проявлялось его мастерство, но до определенного времени они не выходили за рамки непосредственного восприятия жизни, не содержали больших обобщений. Положение изменилось, когда Щербаков связал пейзаж с образами и деятелями русской литературы

Художник ведет нас по полям и перелескам, оврагам и полянам, по лесным тропинкам и дорогам, по окрестным деревням — всюду, где ходил и гулял Толстой. Тургеневская сюита мягче и лиричнее яснополянской, более эпичной и мужественной. После толстовского и тургеневского циклов вполне закономерным стало обращение художника к пушкинским местам. Ведь Пушкин — солнце русской поэзии — явился также и основоположником поэтических образов родной природы, вошедших в сознание миллионов людей. Затем в центре его внимания встали места, связанные с жизнью и творчеством М. А. Шолохова, с его романом "Тихий Дон".

Очень много у Щербакова панорамных пейзажей с широким охватом пространства. В них раскрываются безбрежные просторы родной природы, необъятные дали полей, бездонность голубых небес. Но не менее мастерски передает художник и уютные уголки природы, полные умиротворенной тишины и волшебного очаровання. Художнику мало свойственно тяготение к драматическим состояниям природы (картины бури, грозы, ненастья у него есть, но их немного). Как правило, ландшафты его имеют эпический или лирический характер, тяготеют к мудрому созерцанию природы, к спокойному вживанию в нее. Это отвечает и характеру творчества писателей, с которыми связаны его ландшафты. 

Некоторые критики упрекали Щербакова в фотографичности. Но это не имеет ничего общего с действительностью. Его пейзажи реалистически достоверны, но отнюдь не фотографичны. 

Щербаков продолжает в своем творчестве традиции русской классической пейзажной живописи, преемственные нити связывают его искусство с творчеством Саврасова и Васильева, Шишкина и Левитана, Поленова и Серова, Остроухова и Куинджи. Он не похож ни на кого из них, но вырос на заложенной ими основе. 

Вместе с тем линия русского классического пейзажа получила у Щербакова свое развитие. Реалистические основы этого пейзажа обогащены мироощущением современного художника и связью с образами классической литературы. В этом смысле творчество Щербакова — оригинальное явление истории советского искусства. 

Расцвет творчества Щербакова падает на 1960-1970-е годы. В это время в нашем искусстве происходили бурные изменения. Оно стало гораздо многообразнее, в нем возникали новые тенденции и течения, нередко вызывавшие острые дискуссии. 

Каковы бы ни были споры критиков, решающее значение в конечном счете приобретает общественное признание искусства. А творчество Б. В. Щербакова получило его в полной мере. Он Народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР. Свыше двухсот произведений художника подарено Советским правительством зарубежным организациям, общественным и политическим деятелям многих стран мира. Выставки картин Б. В. Щербакова всегда проходят с неизменным успехом. Книги отзывов на этих выставках полны восторженных записей. Зарубежных выставок у Б. В. Щербакова было много: в ГДР, Венгрии, Чехословакии, Японии (четыре раза), США и других странах. И всюду творчество художника оставляло глубокое впечатление.

 

 

Материал подготовлен на основании книги Виктор Ванслов. Б. Щербаков. Мастера советского искусства. М., 1987.

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка

Рекомендуем

1973
270 000
Колесников (Одесский) Степан Федорович Весенние работы
бумага на картоне, графитный карандаш, темпера
НИНЭ им. Третьякова
1917
930 000
1830-1840-е гг.
2 325 000
1921
3 255 000
рубеж XIX - XX вв.
1 674 000
Зверев Анатолий Тимофеевич Боевой петух
картон, масло
Силаев В. С.
1986
1 395 000
1950-е
650 000
завод Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
930 000