Оставайтесь в курсе
RU

Попков Виктор Ефимович

(1932 - 1974)

Виктор Ефимович Попков – уникальная фигура в русском советском изобразительном искусстве. Хотя принято считать его одним из основоположников «сурового стиля», его творческое наследие намного шире и этого, и других стилевых направлений и школ. Формируясь в условиях довольно жестких канонов «соцреализма», он быстро вышел за его ограничительные рамки и выработал свой стиль, в котором удивительно сочетаются жизненная, а порой, и житейская, простота с полетом духа.

Виктор Попков сумел разглядеть и воплотить в своих работах вечное. И в бесконечно повторяющихся и неизменно наполняющихся новыми обертонами отношениях между мужчиной и женщиной, и вообще в отношениях между людьми, обнаруживая и отражая на полотне оттенки состояний и характеров, превращая обыденное в возвышенное.

Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович

Виктор Ефимович Попков был всегда чуток ко всему новому в искусстве, особенно к стремлению коллег-художников представить в своих полотнах окружающий мир по-своему, вольно или невольно следуя завету Карла Брюллова: «Искусство начинается там, где начинается “чуть-чуть”». Вот это самое чуть-чуть В. Попков углядел в работах коллег-художников, ставших основателями Владимирской школы живописи. «Портрет владимирских художников Кима Бритова и Владимира Юкина» был написан В. Попковым в 1965-м году и проникнут атмосферой полного отрицания каких-либо канонов портретной живописи. Это свободное и непринужденное изображение закадычных друзей. Естественно, что помимо взаимной человеческой и творческой симпатии друг к другу, возникло и определенное стилистическое влияние.

Своеобразное эхо Владимирской школы ощутимо в нескольких небольших по размеру работах В. Попкова, созданных им середине – второй половине 1960-х годов и в начале 1970-х. Все они отличаются яркой цветовой палитрой и изящной композиционной свободой, раскованностью. 

В пейзажном этюде «Совхоз» приметой ушедшей эпохи может прочитаться лишь название. Да и эта ассоциация, впрочем, возможна только у весьма немолодых ценителей искусства. Все остальное здесь – обыкновенное и… вечное. Как неизменны и вечны полоска голубого неба с редкими облаками, темноватый сплошной лес на горизонте, стог недавно скошенного сена, разбросанные на околице домики… Приметой недавнего события может восприниматься лишь распаханное поле на переднем плане, да и это сродни вечному, ведь пахота в таком месте регулярна и извечна – весной и ранней осенью. Немного лубочная красочность, широкий, чуть выпуклый мазок, завышенный горизонт, концентрирующий внимание на срединной части изображения – все это отсылает знатока к владимирской школе, своеобразно воспринятой и преображенной В. Попковым.

В ярко красочном эпизоде из сельской жизни «Сушат сено» художник застает людей за привычной для сельских жителей работой. Но если побродить взором по пространству изображения, то можно обнаружить, что работают не все – полураздетый молодой человек слева отдыхает, греется на солнышке, подстелив синее полотенце, словно на пляже. Так, исподволь, ненароком В. Попков затрагивает тему, контрапунктом проходящую сквозь все его творчество – тему отдельного человека. Да, любой человек в любой ситуации может оставаться самим собой, образовывать вокруг себя личное, суверенное пространство. Похоже, этот человек приехал просто отдохнуть в это симпатичное местечко, ведь чуть поодаль, возле дерева, стоит его автомобиль.

Столь же независима от других девушка, уединившаяся на берегу ручья в лирическом этюде «Под зонтом». Она смотрится в зеркальце и не обращает внимания ни на тех, кто отдыхает на другом берегу ручья, ни на тех, кто бродит по зеленому лугу. А большая шляпа пляжного зонта на переднем плане не столько защищает от ласково греющего солнца, сколько усиливает ощущение свободы, простора и глубины этого чудесного уголка русской природы.

Негромкая, но берущая за душу песнь во славу русской природы, звучит и в пейзаже «Высокое небо». Причудливо изогнутая кромка густого леса делит изображение почти пополам. Вверху – бескрайнее небо с бегущими облаками, внизу – хуторок на опушке, где домики жмутся друг к другу, словно люди. Взгляд, скользящий то вверх, к бесконечности неба, то вниз, к житейской простоте, ловит живое дыхание
длящейся жизни.

В этой, как и во всех работах Виктора Попкова, мир природы и мир человека предстают одновременно в двух измерениях времени. Временем сиюминутным, застигнутым и запечатленным в момент реальной жизни художника, и временем, длящимся бесконечно, оживающим вновь и вновь под взглядами благодарных зрителей. Внутренний диалог с этой живописью дарит множество открытий, интересных, ярких и радостных.

Топ продаж работ художника

Балтийское солнце
Балтийское солнце (1968)
Продано за 1 800 000 ₽
Москва
2022
картон, масло; 33 х 48 см

Виктор Попков. Суровый ангел (2015) Документальный фильм на телеканале Россия-К

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка
Попков Виктор Ефимович Зима
картон, гуашь
Подтвеждение семьи (Юрия Попкова)
1971
600 000
Попков Виктор Ефимович Высокое небо
картон, масло
Публикация в каталоге.
1970-71
1 860 000

Рекомендуем

1973
270 000
Колесников (Одесский) Степан Федорович Весенние работы
бумага на картоне, графитный карандаш, темпера
НИНЭ им. Третьякова
1917
930 000
1830-1840-е гг.
2 325 000
1921
3 255 000
рубеж XIX - XX вв.
1 674 000
Зверев Анатолий Тимофеевич Боевой петух
картон, масло
Силаев В. С.
1986
1 395 000
1950-е
650 000
завод Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
930 000