Оставайтесь в курсе
RU

Бучкури Александр Алексеевич

(1870 - 1942)

«Я горжусь таким бывшим моим учеником...» 

И. Е. Репин 

 

Александр Алексеевич Бучкури — живописец, мастер жанровой картины, портретист, один из известных учеников И.Е. Репина. Принадлежит к поколению художников, связывающих искусство реализма второй половины ХIХ века с искусством ХХ века.

Бучкури Александр Алексеевич Бучкури Александр Алексеевич Бучкури Александр Алексеевич

Александр Бучкури родился в слободе Бутурлиновка Воронежской губернии. С детства начал рисовать. В возрасте 14 лет вместе с семьей переехал в Воронеж. В 1888 году в Воронеже прошла выставка Товарищества передвижных художественных выставок, на которой экспонировались работы И. И. Шишкина, И. Н. Крамского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина и других известных художников. Эта выставка произвела на молодого человека большое впечатление и повлияла на выбор профессии. 

С 1893 по 1897 год Александр Бучкури обучался в Воронежской школе любителей рисования у художников М. И. Пономарева и Л. Г. Соловьева. В Студии художник познакомился со своей будущей супругой — художницей Вассой Иосифовной Епифановой, которая стала не только музой, но и соратником до конца жизни. 

В 1898 году Александр Бучкури вместе с женой отправился в Санкт-Петербург, где познакомился с И. Е. Репиным. И. Е. Репин сразу отметил талант молодого юноши и пригласил его в художественную Студию, которую только что организовала известная петербургская меценатка княгиня М. К. Тенишева. «Тенишевская мастерская», организованная в доме княгини на Галерной улице, была для многих талантливых юношей, приезжавших из провинции, начальной ступенью профессионального художественного образования и преддверием Академии художеств. Обучение проходило под руководством И. Репина. Помимо занятий, учащиеся могли знакомиться с богатой коллекцией произведений искусства, изучать и копировать технику старых мастеров. Учеба в Студии стала важным этапом в становлении художника Бучкури. 

С 1899 по 1904 год Александр Бучкури обучался в Высшем художественном училище при Академии художеств в качестве вольнослушателя в мастерской И. Е. Репина. Это было счастливое время для художника, здесь он совершенствовал свое мастерство, общался с единомышленниками. В 1904-м за дипломную работу картину «Смерть Дмитрия Самозванца» Александр Бучкури получил звание художника, а в 1905 году за картину «Похороны», принимавшую участие в Весенней выставке в Санкт-Петербурге, был удостоен премии имени Архипа Куинджи. 

В 1907 году Александр Бучкури вместе с женой переезжает в Воронеж, в летние месяцы работает в селе Подгоренском Воронежской губернии. В это время начинается самый плодотворный период творчества. Художник с упоением трудится над крестьянской темой, создает яркие и самобытные образы русской деревни: «Прачки» (1908), «Свадебный поезд» (1912), «Семейный портрет» (1913). Художника интересует не только повседневная жизнь деревни, но и праздничная ее сторона. С детства ему знакомы были своеобразный уклад жизни крестьян, их обычаи и обряды, традиции и теперь художнику важно было это увековечить в своих работах. 

Особое место в творчестве Александра Бучкури занимает образ русской крестьянской женщины. Этот образ художник часто воспевал в своих многочисленных произведениях, отмечал интересные лица и характеры, выделял и подчеркивал красоту национального русского костюма: «Крестьянка в саду» (1911), «Крестьянка в полушубке» (1912), «Девушка с цветами» (1912-1914). Художник обращался и к детской тематике, запечатлевал детскую непосредственность с ее богатой палитрой эмоций: «Портрет девочки» (1913), «Девочка с косами». 

Тридцатые года 20-го столетия — самый зрелый период в творчестве художника. В это время Александр Бучкури пишет глубокие по содержанию жанровые картины: «Чаепитие» (1933), «У цирка» (1936), дописывает работу, над которой работал много лет, — «Вывод» (1936). Все эти работы отличают четко построенная композиция, точный рисунок, сочность цветовой палитры, интерес к портрету и сюжетной линии. Перед нами репинский ученик, который и спустя время в живописи продолжает линию своего великого учителя. 

Александр Бучкури много и плодотворно занимался педагогической и общественной деятельностью. Он давал уроки в Воронежской рисовальной школе, в художественных мастерских, в Художественно-промышленном изотехникуме. Как и его учитель, он вел молодых художников по пути овладения реалистическим искусством, таким образом развивая и продолжая академические традиции в русской провинции. Самые известные ученики Александра Бучкури: В. В. Белопольский, Г. А. Гончаров, Д. Г. Черских, Н. И. Бессарабова, В. А. Кораблинов, М. И. Лихачев. 

В 1933 году Александр Бучкури был одним из активных организаторов «Союза художников Центрального черноземного округа», сплотившей художественные силы Воронежа, Орла и Курска, и от Воронежа входил в президиум правления Союза. 

В 1942 году Александр Бучкури вместе ой женой В. И. Епифановой погиб во время и оккупации Воронежа. Большая часть творческого наследия художника исчезла, лишь некоторая часть работ сохранилась и сейчас находится в коллекции Воронежского музея изобразительных искусств им. И. Н. Крамского.

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка

Рекомендуем

1973
270 000
Колесников (Одесский) Степан Федорович Весенние работы
бумага на картоне, графитный карандаш, темпера
НИНЭ им. Третьякова
1917
930 000
1830-1840-е гг.
2 325 000
1921
3 255 000
рубеж XIX - XX вв.
1 674 000
Зверев Анатолий Тимофеевич Боевой петух
картон, масло
Силаев В. С.
1986
1 395 000
1950-е
650 000
завод Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
930 000