Оставайтесь в курсе
RU

Бучкури Александр Алексеевич

(1870 - 1942)

«Я горжусь таким бывшим моим учеником...» 

И. Е. Репин 

 

Александр Алексеевич Бучкури — живописец, мастер жанровой картины, портретист, один из известных учеников И.Е. Репина. Принадлежит к поколению художников, связывающих искусство реализма второй половины ХIХ века с искусством ХХ века.

Бучкури Александр Алексеевич Бучкури Александр Алексеевич Бучкури Александр Алексеевич

Александр Бучкури родился в слободе Бутурлиновка Воронежской губернии. С детства начал рисовать. В возрасте 14 лет вместе с семьей переехал в Воронеж. В 1888 году в Воронеже прошла выставка Товарищества передвижных художественных выставок, на которой экспонировались работы И. И. Шишкина, И. Н. Крамского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина и других известных художников. Эта выставка произвела на молодого человека большое впечатление и повлияла на выбор профессии. 

С 1893 по 1897 год Александр Бучкури обучался в Воронежской школе любителей рисования у художников М. И. Пономарева и Л. Г. Соловьева. В Студии художник познакомился со своей будущей супругой — художницей Вассой Иосифовной Епифановой, которая стала не только музой, но и соратником до конца жизни. 

В 1898 году Александр Бучкури вместе с женой отправился в Санкт-Петербург, где познакомился с И. Е. Репиным. И. Е. Репин сразу отметил талант молодого юноши и пригласил его в художественную Студию, которую только что организовала известная петербургская меценатка княгиня М. К. Тенишева. «Тенишевская мастерская», организованная в доме княгини на Галерной улице, была для многих талантливых юношей, приезжавших из провинции, начальной ступенью профессионального художественного образования и преддверием Академии художеств. Обучение проходило под руководством И. Репина. Помимо занятий, учащиеся могли знакомиться с богатой коллекцией произведений искусства, изучать и копировать технику старых мастеров. Учеба в Студии стала важным этапом в становлении художника Бучкури. 

С 1899 по 1904 год Александр Бучкури обучался в Высшем художественном училище при Академии художеств в качестве вольнослушателя в мастерской И. Е. Репина. Это было счастливое время для художника, здесь он совершенствовал свое мастерство, общался с единомышленниками. В 1904-м за дипломную работу картину «Смерть Дмитрия Самозванца» Александр Бучкури получил звание художника, а в 1905 году за картину «Похороны», принимавшую участие в Весенней выставке в Санкт-Петербурге, был удостоен премии имени Архипа Куинджи. 

В 1907 году Александр Бучкури вместе с женой переезжает в Воронеж, в летние месяцы работает в селе Подгоренском Воронежской губернии. В это время начинается самый плодотворный период творчества. Художник с упоением трудится над крестьянской темой, создает яркие и самобытные образы русской деревни: «Прачки» (1908), «Свадебный поезд» (1912), «Семейный портрет» (1913). Художника интересует не только повседневная жизнь деревни, но и праздничная ее сторона. С детства ему знакомы были своеобразный уклад жизни крестьян, их обычаи и обряды, традиции и теперь художнику важно было это увековечить в своих работах. 

Особое место в творчестве Александра Бучкури занимает образ русской крестьянской женщины. Этот образ художник часто воспевал в своих многочисленных произведениях, отмечал интересные лица и характеры, выделял и подчеркивал красоту национального русского костюма: «Крестьянка в саду» (1911), «Крестьянка в полушубке» (1912), «Девушка с цветами» (1912-1914). Художник обращался и к детской тематике, запечатлевал детскую непосредственность с ее богатой палитрой эмоций: «Портрет девочки» (1913), «Девочка с косами». 

Тридцатые года 20-го столетия — самый зрелый период в творчестве художника. В это время Александр Бучкури пишет глубокие по содержанию жанровые картины: «Чаепитие» (1933), «У цирка» (1936), дописывает работу, над которой работал много лет, — «Вывод» (1936). Все эти работы отличают четко построенная композиция, точный рисунок, сочность цветовой палитры, интерес к портрету и сюжетной линии. Перед нами репинский ученик, который и спустя время в живописи продолжает линию своего великого учителя. 

Александр Бучкури много и плодотворно занимался педагогической и общественной деятельностью. Он давал уроки в Воронежской рисовальной школе, в художественных мастерских, в Художественно-промышленном изотехникуме. Как и его учитель, он вел молодых художников по пути овладения реалистическим искусством, таким образом развивая и продолжая академические традиции в русской провинции. Самые известные ученики Александра Бучкури: В. В. Белопольский, Г. А. Гончаров, Д. Г. Черских, Н. И. Бессарабова, В. А. Кораблинов, М. И. Лихачев. 

В 1933 году Александр Бучкури был одним из активных организаторов «Союза художников Центрального черноземного округа», сплотившей художественные силы Воронежа, Орла и Курска, и от Воронежа входил в президиум правления Союза. 

В 1942 году Александр Бучкури вместе ой женой В. И. Епифановой погиб во время и оккупации Воронежа. Большая часть творческого наследия художника исчезла, лишь некоторая часть работ сохранилась и сейчас находится в коллекции Воронежского музея изобразительных искусств им. И. Н. Крамского.

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка
Бучкури Александр Алексеевич Девушка с маками
бумага, графитный карандаш, акварель, белила
ВХНРЦ им. Грабаря
1900-1910-е
511 500

Рекомендуем

Попков Виктор Ефимович Совхоз
бумага, холст, масло
Публикация в каталоге.
1964-1965
По запросу
Неизвестный Эрнст Иосифович Кентавр
холст, акрил
сертификат дочери; публикации
1980-е
По запросу
Зверев Анатолий Тимофеевич Боевой петух
картон, масло
Силаев В. С.
1986
1 395 000
Немухин Владимир Николаевич Игрок
холст, масло, гипс, коллаж, рельеф
Силаев. В.С.
1978
По запросу
Бенуа Александр Николаевич Эскиз декораций к I акту балета «Жизель» Адольфа Адана
бумага на картоне, графитный карандаш, перо, чернила, акварель, белила
НИНЭ им. Третьякова
1924-1926
2 790 000
1973
По запросу
1830-1840-е гг.
2 325 000
1950-е
650 000
завод Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
930 000
1 пол. XX века
390 000