Оставайтесь в курсе
RU

Маковский Константин Егорович

(1839 - 1915)

Маковские — известная творческая династия, которая подарила миру несколько известных деятелей культуры. Маковские были художниками, писателями, коллекционерами. Больше всего в этой необычной семье прославились братья Константин и Владимир. Эти художники, каждый по-своему, стали символом своей эпохи: бурной, неоднозначной и богатой на новые идеи.

Маковский Константин Егорович Маковский Константин Егорович Маковский Константин Егорович

Братья Константин (1839-1915) и Владимир (1846-1920) Маковские родились в семье мелкого чиновника, служащего московской дворцовой конторы. Отец, Егор Иванович Маковский, несмотря на прозаическую работу бухгалтера, страстно любил искусство и сумел привить свою любовь детям. Мать, Любовь Корнелиевна, была артистической натурой, обладала красивым голосом и прекрасно исполняла русские песни и романсы. Из пятерых детей в семье четверо стали художниками. 

На стене кабинета хозяина дома висел его портрет с гитарой в руках, написанный знаменитым Василием Тропининым, в доме бывали талантливые художники, музыканты, артисты, а из окон открывался вид на Москву-реку, панораму Замоскворечья и кремлевские башни. Егор Иванович стал одним из основателей Московского художественного класса, позже преобразованного в Московское училище живописи и ваяния. В 1850-х в возрасте двенадцати лет сюда пришли учиться сначала Константин, а за ним и Владимир. Затем пути братьев разошлись. Старший уехал в Петербург, там обосновался и продолжил обучение в Академии художеств, младший остался в Москве. 

Талантливы были оба и оба стали успешны, каждый получил немалую долю наград, званий, признание публики, но уже в начале пути братья выбрали разные направления и области, в которых смогли себя проявить наилучшим образом. Их художественное наследие многообразно, но Константин, как выпускник Академии, все же в большей степени тяготел к историческому жанру, считавшемуся основным в академической иерархии. Произведения Константина, ставшего столичным светским живописцем, оценила аристократия, император Александр II называл его «мой художник».

Братьев Маковских с детства окружала творческая атмосфера. Интерес к отечественной литературе был привит им в семье и поддерживался на протяжении всего жизненного пути. Литературные образы стали частью художественного мира обоих живописцев. 

Константин предпочитал романтических героев драматической судьбы («Тамара и Демон», «Ромео и Джульетта», персонажи «Маленьких трагедий» Пушкина), мистических и таинственных русалок, ассоциировавшихся с произведениями Пушкина и Гоголя, беллетризованных, «разукрашенных» персонажей исторических романов А.К. Толстого и Г. Сенкевича. Художник находил в эффектных судьбах героев мировой литературы отзвуки своих личных переживаний, «примеряя на себя» их восторги и печали, и все это выливалось в отточенную живописную форму. Он тяготел к поэме, эпическому звучанию своих произведений.

Константин Маковский входил в число членов-учредителей знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. Закончив Академию художеств в 1863 году, один из участников «бунта 14-ти», он был среди тех, кто в сентябре 1870-го подписал прошение министру внутренних дел об основании Товарищества. Взаимоотношения Константина Маковского с этой организацией были весьма неровными а порой даже драматичными. Личные качества художника, раннее осознание им своего таланта и быстрое признание в художественных и аристократических кругах сыграли тут не последнюю роль. Он неоднократно вступал в члены этого объединения и вновь выходил из него. Константин ненадолго задержался в Товариществе. Его личные цели и цели объединения не совпадали. Всего К. Маковский продемонстрировал у передвижников 44 работы. С самого начала творческого пути он подчеркивал свой особый статус и положение в профессиональной среде и искусстве заявляя, что компания ему не нужна, он утверждал: «Я всегда был одиночкой, один работал».

Владимир и Константин Маковские оказались двумя ипостасями творческой личности своего времени — второй половины ХІХ века. Образы талантливого салонного мастера и типичного передвижника, воплощенные братьями, не мешали им одинаково достойно представлять профессию и звание русского живописца. У них было много общего: истоки, талант, некоторые темы в творчестве. Жизнь деревни, народные праздники, ярмарки, гуляния, любовь к Малороссии и Гоголю находили отражение в работах обоих. Но Константин более всего ценил красоту, он как будто приподнимал своих героев над обыденностью, превратился в церемониймейстера вымирающей аристократии и уходящей эпохи. Владимир предпочитал правду. Герои его картин несовершенны, они показаны со всеми своими недостатками и слабостями, но именно поэтому характеры оказывались такими правдивыми и убедительными.

Константин Маковский подолгу жил в Европе, имел мастерскую в Париже, побывал в Северной Африке и Соединенных Штатах Америки — и оказался высоко оценен при жизни не только в России, но и за рубежом. Он был одним из самых высокооплачиваемых художников своего времени Его популярность была сродни популярности знаменитых актеров: им восхищались, в него влюблялись, его именем спекулировали, превратив похороны художника в черносотенную демонстрацию, но в советскую эпоху в силу определенных идеологических установок, его творчество оказалось не востребовано, а большинство работ спрятаны в музейных запасниках.

 

Текст подготовлен на основе материалов к выставке «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее.

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка
рубеж XIX - XX вв.
По запросу

Рекомендуем

1973
270 000
Колесников (Одесский) Степан Федорович Весенние работы
бумага на картоне, графитный карандаш, темпера
НИНЭ им. Третьякова
1917
930 000
1830-1840-е гг.
2 325 000
1921
3 255 000
рубеж XIX - XX вв.
1 674 000
Зверев Анатолий Тимофеевич Боевой петух
картон, масло
Силаев В. С.
1986
1 395 000
1950-е
650 000
завод Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
930 000