Неизвестный Эрнст Иосифович
Эрнст Неизвестный — знаковая фигура в искусстве русского нон-конформизма. Член Нью-Йоркской Академии наук, Королевской Шведской Академии наук и Академии наук Франции. Зарубежный почётный член Российской академии художеств — за свою долгую творческую жизнь художник удостоился многих почетных званий и наград, однако не одна из них не может отразить весь масштаб личности художника, чьё творчество признано мировым наследием. Эрнст Неизвестный — не только признанный по всему миру талантливый скульптор, график и живописец, но и художник-мыслитель, художник-философ, воплотивший в своем творчестве собственную уникальную концепцию бытия.
Художник родился в 1925 году в городе Свердловске (Екатеринбург). Фамилия Неизвестный досталась мальчику от деда, державшего самую большую типографию в Верхнеуральске. Моисей-Лейб Иосифович Неизвестнов в какой-то момент сменил фамилию на Неизвестный. Под ней был известен и его сын (отец Эрнста Неизвестного) Иосиф Моисеевич, ставший большой знаменитостью среди местных врачей. Матерью будущего скульптура была писательница Белла Дижур. Её перу принадлежат такие книги как «Фонарь земли», «Волокнистый камень» и «Стеклянная река. Горсть соли», раскрывающие детям тайны уральской природы и её мастеров.
Учёба в школе для одарённых детей привела Неизвестного к мысли, что послевоенное время стоит посвятить искусству. Он сначала преподает рисунок в Суворовском институте Свердловска, а затем уезжает в Ригу учиться в Академии изящных искусств. Однако там он долго не задерживается, перебравшись в Суриковский институт в Москве, одновременно штудирует философию в МГУ. Первой большой удачей для художника стали две медали IV Международного фестиваля молодежи и студентов, который столица СССР принимала в 1957 году. Закрепляет его положение успех в национальном конкурсе на памятник Победы.
К концу 1950-х вырабатывает собственную концепцию творчества, которая в качестве платформы не претерпела в дальнейшем существенных изменений. Материя образа у Неизвестного — это различные четко определенные элементы мира. Человек —это части его тела или превращающиеся в части тела элементы природы. Или, напротив, такие элементы человека, которые становятся частями природы. На живописных картинах, рисунках и скульптурах Неизвестного мы видим фигуративность человека-камня, человека-дерева, человека-травы и т. д. В то же время это — камень-человек, дерево-человек, трава-человек. Огромное внимание Неизвестного к анатомии выражается в тщательном выписывании и лепке строения тела: разработанный с точностью классицизма рисунок сухожилия, мышцы, человеческого органа (сердца, кровеносной системы в легких) — все это несомненные признаки искусства Неизвестного.
Легший в основу творчества Неизвестного принцип диалогизма, означал необходимость постоянно формировать материал скульптуры как борьбу начал. Эти начала - добро и зло, мужское и женское, справедливость и несправедливость, холодное и горячее, острое и тупое и т. д. Антитеза «жизнь – смерть» для художника — это максимально напряженное внутреннее отношение. Поэтому именно диалогическая скульптура способна выразить состояния души, внутреннее состояние человека гораздо полнее и глубже. Для художника фиксация именно этой реальности, а не чистых соотношений объемов и пространств является целью творчества.
В свою очередь, приверженность Неизвестного телесности своего искусства пронизана героическими идеалами русского авангарда — Кандинского, Малевича, Татлина, — а также трагическим моральным видением Толстого и Достоевского и христианским утопизмом Николая Федорова. Неизвестный описывает свои эстетические и философские приверженность как слияние «пострелигиозной русской философии с идеалами русского авангарда».