Рабин Оскар Яковлевич
От Лианозово до Парижа...
Становление Оскара Рабина как художника нонконформиста начинается не только со знакомством с Евгением Кропивницким, но и под действием советской послевоенной «школы», доступного простому человеку не реалистического искусства, основ диалектического материализма, официальной политической пропаганды и агитации, влияние которых отрицать нельзя, но также и в равной мере, под влиянием многочисленных и разнообразных уроков реальной жизни и критического восприятия худоджника. По словам Рабина, "в условиях советской жизни он учил свободе от всяких догм в искусстве", Их первая встреча состоялась в годы войны, когда Рабин, осиротевший в тринадцать лет подросток, решил записаться в художественную студию, где занятия вел Кропивницкий.



"Это был человек образованный, любивший литературу и живопись, сам поэт и художник… Он очень хорошо ко мне относился, часто приглашал к семье в Долгопрудный под Москвой, где в бараке в маленькой комнатке жили его жена Ольга Ананьевна и дочь Валя" В доме Кропивницких не чувствовалось гнета времени, к ним часто приходили молодые художники и поэты. А кто-то, например Генрих Сапгир, мог и вовсе остаться ночевать. Это был дружеский, почти семейный круг.
Члены Лианозовской группы были очень разными. По словам Владимира Немухина, все эти художники, не будь дружеских симпатий, были бы противниками в искусстве: "Нас объединяет только несвобода, в ином случае мы были бы врагами, настолько у нас разное понимание искусства и мировосприятие". Если большинство участников было увлечено абстрактной живописью, то Оскар Рабин был единственный, кто "сплавил" в своем искусстве поэтический сюжет и экспрессивную выразительность.
Для Рабина Лианозово - это буквально всё, ибо без Лианозова Рабина нет, поэтому он постоянно возвращается в своих работах к Лианозову.
Следующий мощный перелом в жизни Рабина произойдет в 1974 году, когда вместе со своими друзьями-художниками он организует неофициальный показ картин на пустыре. Не будь той «бульдозерной выставки» и скандала с арестом Рабина по «вражеским голосам», согласились бы власти на организацию подвала для представителей свободного искусства на Малой Грузинской? Разрешили бы собираться в «горкоме графиков», который стал глотком чистого воздуха для целого поколения художников в застойном СССР?
В 1976 году Оскара Рабина исключают из Горкома графиков, что по сути означало, что отныне он безработный, а по советским меркам у него появился статус "тунеядца" — то есть его легко могли в любой момент отдать под суд или сослать в отдаленные районы СССР. В конце концов расплата за свободу творческого высказывания обернулась для Рабина вынужденной эмиграцией: в 1978 году, во время поездки Рабиных по гостевой визе во Францию, Указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишен гражданства, а стало быть, и возможности вернуться на родину.
Эмиграция:
В Париже у Рабина начинается новый творческий период. Его картины наполнились образами религиозной тематики. Например, изображение бегства в Египет, где Иисус Христос на осле не въезжает в вечный город Иерусалим, но покидает свою землю. Или распятый Христос, вокруг которого собралась свора собак.
У французского периода Рабина есть важная особенность. Если в СССР его картинам был свойствен критический остросоциальный компонент, то сюжеты парижских полотен стали более философскими и многоуровневыми. Порой очень интересно не только их смотреть, но и разгадывать скрытые в них смыслы. Рассуждения о смысле жизни, о бренности, ностальгические нотки все это стало частью картин и рисунков парижского периода.
Интерес к творчеству Рабина будет расти. Нет сомнений. А за этим, как правило, подтягиваются и цены. Да и как может быть иначе? Таких глыб, как Рабин, в русском послевоенном искусстве можно посчитать по пальцам одной руки.