Оставайтесь в курсе
RU

Рабин Оскар Яковлевич

(1928 - 2018)

                          От Лианозово до Парижа...

 Становление Оскара Рабина как художника нонконформиста начинается не только со знакомством с Евгением Кропивницким, но и под действием советской послевоенной «школы», доступного простому человеку не реалистического искусства, основ диалектического материализма, официальной политической пропаганды и агитации, влияние которых отрицать нельзя, но также и в равной мере, под влиянием многочисленных и разнообразных уроков реальной жизни и критического восприятия худоджника.   По словам Рабина, "в условиях советской жизни он учил свободе от всяких догм в искусстве",  Их первая встреча состоялась в годы войны, когда Рабин, осиротевший в тринадцать лет подросток, решил записаться в художественную студию, где занятия вел Кропивницкий.

 

Рабин Оскар Яковлевич Рабин Оскар Яковлевич Рабин Оскар Яковлевич

"Это был человек образованный, любивший литературу и живопись, сам поэт и художник… Он очень хорошо ко мне относился, часто приглашал к семье в Долгопрудный под Москвой, где в бараке в маленькой комнатке жили его жена Ольга Ананьевна и дочь Валя"  В доме Кропивницких не чувствовалось гнета времени, к ним часто приходили молодые художники и поэты. А кто-то, например Генрих Сапгир, мог и вовсе остаться ночевать. Это был дружеский, почти семейный круг.

Члены Лианозовской группы были очень разными. По словам Владимира Немухина, все эти художники, не будь дружеских симпатий, были бы противниками в искусстве: "Нас объединяет только несвобода, в ином случае мы были бы врагами, настолько у нас разное понимание искусства и мировосприятие". Если большинство участников было увлечено абстрактной живописью, то Оскар Рабин был единственный, кто "сплавил" в своем искусстве поэтический сюжет и экспрессивную выразительность.

 Для Рабина Лианозово - это буквально всё, ибо без Лианозова Рабина нет, поэтому он постоянно возвращается в своих работах к Лианозову.

Следующий мощный перелом в жизни Рабина произойдет в 1974 году, когда вместе со своими друзьями-художниками он организует неофициальный показ картин на пустыре. Не будь той «бульдозерной выставки» и скандала с арестом Рабина по «вражеским голосам», согласились бы власти на организацию подвала для представителей свободного искусства на Малой Грузинской? Разрешили бы собираться в «горкоме графиков», который стал глотком чистого воздуха для целого поколения художников в застойном СССР?

В 1976 году Оскара Рабина исключают из Горкома графиков, что по сути означало, что отныне он безработный, а по советским меркам у него появился статус "тунеядца" — то есть его легко могли в любой момент отдать под суд или сослать в отдаленные районы СССР. В конце концов расплата за свободу творческого высказывания обернулась для Рабина вынужденной эмиграцией: в 1978 году, во время поездки Рабиных по гостевой визе во Францию, Указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишен гражданства, а стало быть, и возможности вернуться на родину.

Эмиграция:

В Париже у Рабина начинается новый творческий период. Его картины наполнились образами религиозной тематики. Например, изображение бегства в Египет, где Иисус Христос на осле не въезжает в вечный город Иерусалим, но покидает свою землю. Или распятый Христос, вокруг которого собралась свора собак.

У французского периода Рабина есть важная особенность. Если в СССР его картинам был свойствен критический остросоциальный компонент, то сюжеты парижских полотен стали более философскими и многоуровневыми. Порой очень интересно не только их смотреть, но и разгадывать скрытые в них смыслы. Рассуждения о смысле жизни, о бренности, ностальгические нотки все это стало частью картин и рисунков парижского периода.

Интерес к творчеству Рабина будет расти. Нет сомнений. А за этим, как правило, подтягиваются и цены. Да и как может быть иначе? Таких глыб, как Рабин, в русском послевоенном искусстве можно посчитать  по пальцам одной руки.

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка

Рекомендуем

1973
270 000
Колесников (Одесский) Степан Федорович Весенние работы
бумага на картоне, графитный карандаш, темпера
НИНЭ им. Третьякова
1917
930 000
1830-1840-е гг.
2 325 000
1921
3 255 000
рубеж XIX - XX вв.
1 674 000
Зверев Анатолий Тимофеевич Боевой петух
картон, масло
Силаев В. С.
1986
1 395 000
1950-е
650 000
завод Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
930 000