Оставайтесь в курсе
RU

Рабин Оскар Яковлевич

(1928 - 2018)

                          От Лианозово до Парижа...

 Становление Оскара Рабина как художника нонконформиста начинается не только со знакомством с Евгением Кропивницким, но и под действием советской послевоенной «школы», доступного простому человеку не реалистического искусства, основ диалектического материализма, официальной политической пропаганды и агитации, влияние которых отрицать нельзя, но также и в равной мере, под влиянием многочисленных и разнообразных уроков реальной жизни и критического восприятия худоджника.   По словам Рабина, "в условиях советской жизни он учил свободе от всяких догм в искусстве",  Их первая встреча состоялась в годы войны, когда Рабин, осиротевший в тринадцать лет подросток, решил записаться в художественную студию, где занятия вел Кропивницкий.

 

Рабин Оскар Яковлевич Рабин Оскар Яковлевич Рабин Оскар Яковлевич

"Это был человек образованный, любивший литературу и живопись, сам поэт и художник… Он очень хорошо ко мне относился, часто приглашал к семье в Долгопрудный под Москвой, где в бараке в маленькой комнатке жили его жена Ольга Ананьевна и дочь Валя"  В доме Кропивницких не чувствовалось гнета времени, к ним часто приходили молодые художники и поэты. А кто-то, например Генрих Сапгир, мог и вовсе остаться ночевать. Это был дружеский, почти семейный круг.

Члены Лианозовской группы были очень разными. По словам Владимира Немухина, все эти художники, не будь дружеских симпатий, были бы противниками в искусстве: "Нас объединяет только несвобода, в ином случае мы были бы врагами, настолько у нас разное понимание искусства и мировосприятие". Если большинство участников было увлечено абстрактной живописью, то Оскар Рабин был единственный, кто "сплавил" в своем искусстве поэтический сюжет и экспрессивную выразительность.

 Для Рабина Лианозово - это буквально всё, ибо без Лианозова Рабина нет, поэтому он постоянно возвращается в своих работах к Лианозову.

Следующий мощный перелом в жизни Рабина произойдет в 1974 году, когда вместе со своими друзьями-художниками он организует неофициальный показ картин на пустыре. Не будь той «бульдозерной выставки» и скандала с арестом Рабина по «вражеским голосам», согласились бы власти на организацию подвала для представителей свободного искусства на Малой Грузинской? Разрешили бы собираться в «горкоме графиков», который стал глотком чистого воздуха для целого поколения художников в застойном СССР?

В 1976 году Оскара Рабина исключают из Горкома графиков, что по сути означало, что отныне он безработный, а по советским меркам у него появился статус "тунеядца" — то есть его легко могли в любой момент отдать под суд или сослать в отдаленные районы СССР. В конце концов расплата за свободу творческого высказывания обернулась для Рабина вынужденной эмиграцией: в 1978 году, во время поездки Рабиных по гостевой визе во Францию, Указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишен гражданства, а стало быть, и возможности вернуться на родину.

Эмиграция:

В Париже у Рабина начинается новый творческий период. Его картины наполнились образами религиозной тематики. Например, изображение бегства в Египет, где Иисус Христос на осле не въезжает в вечный город Иерусалим, но покидает свою землю. Или распятый Христос, вокруг которого собралась свора собак.

У французского периода Рабина есть важная особенность. Если в СССР его картинам был свойствен критический остросоциальный компонент, то сюжеты парижских полотен стали более философскими и многоуровневыми. Порой очень интересно не только их смотреть, но и разгадывать скрытые в них смыслы. Рассуждения о смысле жизни, о бренности, ностальгические нотки все это стало частью картин и рисунков парижского периода.

Интерес к творчеству Рабина будет расти. Нет сомнений. А за этим, как правило, подтягиваются и цены. Да и как может быть иначе? Таких глыб, как Рабин, в русском послевоенном искусстве можно посчитать  по пальцам одной руки.

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка
1975
2 400 000

Рекомендуем

1950-е гг.
350 000
завод Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
1830-1840-е гг.
720 000
Попков Виктор Ефимович Совхоз
бумага, холст, масло
1964-1965
1 080 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
600 000
1975
2 400 000