Оставайтесь в курсе
RU

Сидур Вадим Абрамович

(1924 - 1986)

Вадим Абрамович Сидур (1924-1986) – крупнейший представитель авангарда в русской скульптуре второй половины XX в. Сегодня о Вадиме Сидуре многие говорят как о современном пророке, ведь пластический язык художника оказался универсален и понятен во многих странах и континентах. Сам мастер признавался: «Осознавая себя художником, творцом, я в то же время чувствую себя орудием в руках некоей Высшей Силы, слепой, глухой и немой. Я — ее глаза, уши, язык. Только через меня она может общаться с миром и выражать себя». Сидур стоял особняком от какого-либо течения в искусстве, он не был соцреалистом, но и не участвовал ни в каких коллективных выставках неофициального советского искусства. Он искал только свой собственный путь и язык и сам называл себя «пришельцем с другой планеты».

После войны и тяжелых ранений окончил факультет монументальной и декоративной скульптуры в Высшем художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова (1953).

В 1954 году Сидур и его однокурсники Владимир Лемпорт и Николай Силис объединились, сформировали профсоюз «ЛеСС» и основали общую мастерскую. В 1956 году они приняли участие в знаменитой 2-й выставке молодых московских художников, а через год Сидур вступил в Союз художников СССР, добившись тем самым официального признания. В этот ранний период мастер создавал реалистические керамические скульптуры, однако уже в конце 1950-х его работы постепенно отходят от традиций: его язык становится все более лаконичным и геометричным, достигая высокой степени обобщения. Лишенное всех конкретных деталей, творчество Сидура превратилось в знак, символ, актуальный во все времена. Его искусство все более и более расходилось с официальным.

Сидур Вадим Абрамович Сидур Вадим Абрамович Сидур Вадим Абрамович

Обвиненный в «формализме» и «пацифизме», художник лишился возможности участвовать в выставках советского официального искусства. Однако пластический язык его произведений оказался универсален: метафоричность и образная система творчества мастера были понятны жителям и европейских, и американских городов. Пластика отличалась ясностью, «простотой» формы и одновременно экспрессией, монументальностью, сосуществующей с лаконичностью и текучестью тяжеловесных металлов.

Осенью 1970 года скульптор познакомился со славистом из ФРГ Карлом Аймермахером. Аймермахер ещё до поездки в СССР был знаком с произведениями Сидура по фотографиям, которые видел в Праге у журналиста Зденека Айса, и они произвели на него неизгладимое впечатление. Лично познакомиться со скульптором Аймермахеру удалось во время поездки в СССР, знакомство переросло в многолетнюю дружбу.

Аймермахер стал активным пропагандистом работ Сидура за рубежом, выступал с лекциями, устраивал выставки и экскурсии, писал работы, посвященные его творчеству, деятельно участвовал в издании книг о Сидуре. Скульптуры по моделям Сидура были установлены в Германии и в США. Первая монография о скульпторе вышла за рубежом в 1972 году, её автор — австралийский искусствовед Саша Гришин.

В 1970-1980-е годы Вадима Сидура многие сравнивали с британским скульптором Генри Муром. Как и Генри Мур, Сидур стремится свести любую пластику к минимуму, к некоей архаической, едва ли не неолитической фигуре. Но у скульптур Вадима Сидура есть один дополнительный смысл: он создает из скульптуры иероглиф. В линиях этого иероглифа еще угадывается некий фигуративный момент, но не больше, чем в китайском иероглифе, означающем дом, где при желании можно увидеть линию крыши, а можно и не увидеть. Даже сама пластика мастера скорее не скульптурного, а каллиграфического происхождения. Это скульптор, который ценил не объем, но линию, не вес, но фактуру, не пространство, но плоскость. Красота его вещей не вполне скульптурна, а скорее каллиграфична. Только это очень специальная каллиграфия — искусство не написания известных букв, но их изобретения. Здесь произведения Вадима Сидура созвучны скорее с трудами Юрия Лотмана и Вячеслава Иванова с их увлечением знаками, символами, семиотикой и т. д.

Однако вся эта изысканная пластика была необходима художнику под конкретные смысловые задачи. Основным лейтмотивом композиций Вадима Сидура — с «инвалидными» пустотами и «обрубками» форм или, напротив, монументальными и цельными фигурами-символами — стала война как олицетворение вселенского Зла, которому противостоит Любовь. Скульптор работал в разных материалах, в металле и дереве, в целом предпочитая в качестве результата бронзовую отливку. Самая известная скульптура Вадима Сидура — «Раненый» — во многом автобиографична: чтобы освободиться от страшных воспоминаний о войне, Сидур стал воплощать их в творчестве. Тема инвалидов и страдания присутствует почти во всех его работах. Безногие и безрукие ветераны Сидура обнимают возлюбленных и танцуют. 

В начале 80-х годов, саркастически выражая спертую духовную атмосферу «застоя» (а в бытовом плане – реагируя на постоянную возню с протекающей сантехникой в своем подвале-студии), Сидур разработал оригинальный вариант поп-арта — «гроб-арт» — композиции из старых канализационных труб и другого техногенного хлама составляли гротескные головы и фигуры, порой уложенные в некоторые колоды наподобие гробов — отсюда название.

После смерти художника и с началом перестройки был создан музей Вадима Сидура, а его художественное наследие было признано национальным достоянием. Сейчас это филиал Московского музея современного искусства. Здесь хранится более 1000 скульптур и графических работ Сидура, а также архивные материалы, фотографии и публикации о Сидуре. (Москва, ул. Новогиреевская, 37А).

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка
1963
250 000

Рекомендуем

Рабин Оскар Яковлевич Ночная корова
оргалит, масло
Силаев В.С.
1975
По запросу
1973
270 000
Попков Виктор Ефимович Совхоз
бумага, холст, масло
Публикация в каталоге.
1964-1965
По запросу
1830-1840-е гг.
2 325 000
1921
3 255 000
Зверев Анатолий Тимофеевич Боевой петух
картон, масло
Силаев В. С.
1986
1 395 000
1950-е
650 000
завод Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
930 000
1 пол. XX века
390 000