Оставайтесь в курсе
RU

Титов Виктор Николаевич

(1924 - н.в.)

Для Виктора Николаевича Титова «творить» стало синонимом «быть», он всей душой посвятил себя искусству.

Полотна Виктора Титова словно поют гимн жизни.

В 2024 году художнику исполнилось 100 лет.

Титов Виктор Николаевич Титов Виктор Николаевич Титов Виктор Николаевич

18-летним Виктор Титов ушёл на фронт, прошел через одну из страшных битв Великой Отечественной — Сталинградскую. Был тяжело ранен. Своей жизнью Виктор Николаевич Титов обязан однополчанину из Казахстана, такому же 18-летнему юноше, который донес его, раненого, до санитарного пункта. Война заставила по-новому взглянуть на мир.

Учиться изобразительному искусству Виктор Титов начал только после войны, но талант сделал его заметным уже в этот период.  Во время учебы в изостудии известного реставратора, художника, профессора Н.П. Сычева у В.Н. Титова сложилась дружба с другим знаменитым владимирским мастером Валерием Кокуриным. Они около 20 лет совместно ездили на этюды, не только по Владимирской области, но и по Средней Азии, в частности Бухару и Самарканд. Это был очень плодотворный период у обоих художников. Исследователи отмечают, что работы этого времени — самые интересные и у Кокурина, и у Титова.

Виктор Николаевич окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. В своем творчестве он умело соединяет декоративность Владимирской школы с академической манерой исполнения. От этого его искусство только выигрывает. Академизм приучил художника к аккуратности, хорошему рисунку и высококласснму исполнению, поэтому все его работы буквально светятся изнутри. Работы Виктора Титова заражают оптимизмом. Его знакомые утверждают, что и в жизни художник такой же радостный, солнечный человек. 

В картинах Виктора Николаевича Титова — восторженное восприятие жизни, мажорный настрой, о которых, как о главных чертах владимирского пейзажа, говорил В.Я. Юкин в своем отчетном докладе на правлении ВОСХ в сентябре 1970 года. Однако Виктор Титов не стал в полной мере продолжателем идей и находок лидеров владимирской школы. С начала 1970-х в произведениях В.Н. Титова цветоносность работ становится более сдержанной, он полностью отходит от лубочной декоративности, основанной на народной традиций, пытаясь нащупать собственный авторский почерк. И это ему удалось: работы художника становятся легко узнаваемы.

Далеко не во всех работах В. Титова присутствует сочная яркость открытого цвета, присущая В.Я. Юкину, К.Н. Бритову, В.Г. Кокурину. Декоративность картин Титова выражается в многомазковой манере живописи, отдаленно напоминающей мозаичную технику Ван Гога. Передача, хоть и с определенной долей условности, воздушной перспективы пространства, также является отличием от принятых во владимирском пейзаже канонов, где ближние и дальние планы одинаковы по цветовой интенсивности. Подобно импрессионистам, Титов избегает использования в своих работах черного цвета. Но в отличие от них, художник не придерживается только зрительных впечатлений, а стремится свободно и обобщенно передавать материальность мира, что сближает его мироощущение с постимпрессионизмом и мастерами Союза Русских художников конца ХIХ — начала ХХ века.

Известный владимирский коллекционер Игорь Кравченко рассказывает, как, впервые попав в мастерскую к художнику, впечатлился его работами: «Это было потрясение! Это была Владимирщина. Это была Владимирская школа живописи. У него была своя манера. Свой колорит. Свой мазок и он будучи в этом старшем поколении имел свое лицо. Это было очень важно».

Творчество Титова, относящегося к старшему поколению живописцев, сегодня практически не знакомо широкому кругу любителей живописи и не изучено специалистами. Оно долго было скрыто от посторонних глаз: Виктор Титов 25 лет (1991-2016) не показывал свои работы на выставках. До недавнего времени его картины нельзя было увидеть в музеях и галереях.

В 2016 году Виктор Николаевич принял судьбоносное решение — подарить свои картины владимирскому Центру изобразительного искусства. 29 июня 2024 во Владимирском Центре пропаганды изобразительного искусства открылась приуроченная к 100-летнему юбилею мастера выставка «С веком наравне», где были впервые в полном составе продемонстрированы произведения художника из музейной коллекции Центра, а также работы из частного собрания директора негосударственного учреждения «Музей владимирской иконы» Игоря Кравченко.

Художник влюблен в красоту Владимирского края. Область отвечает ему взаимностью. За многолетнюю плодотворную деятельность Виктору Николаевичу вручили медаль «За заслуги перед Владимирской областью».

Для художника служение людям — главное в жизни: «Я работал всю жизнь для народа и думаю, пусть мои работы будут у народа. Пусть их смотрят все, кто желает, и пусть они хранятся там, где есть возможность посмотреть в любое время».

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка
1970-е
280 000
1978
200 000

Рекомендуем

Попков Виктор Ефимович Совхоз
бумага, холст, масло
Публикация в каталоге.
1964-1965
По запросу
Неизвестный Эрнст Иосифович Кентавр
холст, акрил
подтверждение дочери; публикации
1980-е
По запросу
Зверев Анатолий Тимофеевич Боевой петух
картон, масло
Силаев В. С.
1986
1 395 000
Бенуа Александр Николаевич Эскиз декораций к I акту балета «Жизель» Адольфа Адана
бумага на картоне, графитный карандаш, перо, чернила, акварель, белила
НИНЭ им. Третьякова
1924-1926
2 790 000
1973
По запросу
Фарфоровый завод А.Г. Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
930 000
1 пол. XX века
390 000