Титов Виктор Николаевич
Для Виктора Николаевича Титова «творить» стало синонимом «быть», он всей душой посвятил себя искусству.
Полотна Виктора Титова словно поют гимн жизни.
В 2024 году художнику исполнилось 100 лет.
18-летним Виктор Титов ушёл на фронт, прошел через одну из страшных битв Великой Отечественной — Сталинградскую. Был тяжело ранен. Своей жизнью Виктор Николаевич Титов обязан однополчанину из Казахстана, такому же 18-летнему юноше, который донес его, раненого, до санитарного пункта. Война заставила по-новому взглянуть на мир.
Учиться изобразительному искусству Виктор Титов начал только после войны, но талант сделал его заметным уже в этот период. Во время учебы в изостудии известного реставратора, художника, профессора Н.П. Сычева у В.Н. Титова сложилась дружба с другим знаменитым владимирским мастером Валерием Кокуриным. Они около 20 лет совместно ездили на этюды, не только по Владимирской области, но и по Средней Азии, в частности Бухару и Самарканд. Это был очень плодотворный период у обоих художников. Исследователи отмечают, что работы этого времени — самые интересные и у Кокурина, и у Титова.
Виктор Николаевич окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. В своем творчестве он умело соединяет декоративность Владимирской школы с академической манерой исполнения. От этого его искусство только выигрывает. Академизм приучил художника к аккуратности, хорошему рисунку и высококласснму исполнению, поэтому все его работы буквально светятся изнутри. Работы Виктора Титова заражают оптимизмом. Его знакомые утверждают, что и в жизни художник такой же радостный, солнечный человек.
В картинах Виктора Николаевича Титова — восторженное восприятие жизни, мажорный настрой, о которых, как о главных чертах владимирского пейзажа, говорил В.Я. Юкин в своем отчетном докладе на правлении ВОСХ в сентябре 1970 года. Однако Виктор Титов не стал в полной мере продолжателем идей и находок лидеров владимирской школы. С начала 1970-х в произведениях В.Н. Титова цветоносность работ становится более сдержанной, он полностью отходит от лубочной декоративности, основанной на народной традиций, пытаясь нащупать собственный авторский почерк. И это ему удалось: работы художника становятся легко узнаваемы.
Далеко не во всех работах В. Титова присутствует сочная яркость открытого цвета, присущая В.Я. Юкину, К.Н. Бритову, В.Г. Кокурину. Декоративность картин Титова выражается в многомазковой манере живописи, отдаленно напоминающей мозаичную технику Ван Гога. Передача, хоть и с определенной долей условности, воздушной перспективы пространства, также является отличием от принятых во владимирском пейзаже канонов, где ближние и дальние планы одинаковы по цветовой интенсивности. Подобно импрессионистам, Титов избегает использования в своих работах черного цвета. Но в отличие от них, художник не придерживается только зрительных впечатлений, а стремится свободно и обобщенно передавать материальность мира, что сближает его мироощущение с постимпрессионизмом и мастерами Союза Русских художников конца ХIХ — начала ХХ века.
Известный владимирский коллекционер Игорь Кравченко рассказывает, как, впервые попав в мастерскую к художнику, впечатлился его работами: «Это было потрясение! Это была Владимирщина. Это была Владимирская школа живописи. У него была своя манера. Свой колорит. Свой мазок и он будучи в этом старшем поколении имел свое лицо. Это было очень важно».
Творчество Титова, относящегося к старшему поколению живописцев, сегодня практически не знакомо широкому кругу любителей живописи и не изучено специалистами. Оно долго было скрыто от посторонних глаз: Виктор Титов 25 лет (1991-2016) не показывал свои работы на выставках. До недавнего времени его картины нельзя было увидеть в музеях и галереях.
В 2016 году Виктор Николаевич принял судьбоносное решение — подарить свои картины владимирскому Центру изобразительного искусства. 29 июня 2024 во Владимирском Центре пропаганды изобразительного искусства открылась приуроченная к 100-летнему юбилею мастера выставка «С веком наравне», где были впервые в полном составе продемонстрированы произведения художника из музейной коллекции Центра, а также работы из частного собрания директора негосударственного учреждения «Музей владимирской иконы» Игоря Кравченко.
Художник влюблен в красоту Владимирского края. Область отвечает ему взаимностью. За многолетнюю плодотворную деятельность Виктору Николаевичу вручили медаль «За заслуги перед Владимирской областью».
Для художника служение людям — главное в жизни: «Я работал всю жизнь для народа и думаю, пусть мои работы будут у народа. Пусть их смотрят все, кто желает, и пусть они хранятся там, где есть возможность посмотреть в любое время».