Поленов Василий Дмитриевич
Творчество Василия Дмитриевича Поленова — одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века.
Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Его картины «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Христос и грешница» принесли художнику признание. Они не просто широко известны и популярны, но стали своего рода «знаками» русской культуры.
Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор.
В каком бы жанре живописи художник ни работал — историческая картина, пейзаж, портрет, театральная декорация — везде его привлекают сюжеты с глубоким философским содержанием. Все они проникнуты любовью к природе и к человеку, его прошлому и настоящему. Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи, декоративно-прикладного искусства (керамика, мебель) и архитектуры. Заметное место в жизни художника занимала музыка. Не имея специального образования, он написал оперу «Призраки Эллады», церковные произведения — «Всенощную» и «Литургию», романсы на стихи Лермонтова.
Эта широта интересов, отзывчивость таланта — основные свойства творческой натуры художника. По утверждению самого Поленова, в нем «было целых три художника: средневековый, “московский” и палестинский или вообще восточный».
В 1888 году художник писал в одном из писем: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». В этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО В. Д. ПОЛЕНОВА
1844 — 20 мая (2 июня) родился в Петербурге в семье потомственных дворян.
1858 — Знакомство с картиной А. А. Иванова «Явление Христа народу», выставленной в Академии художеств в Петербурге.
1859 — Начало уроков рисования и живописи у П. П. Чистякова. Посещение класса Ф. И. Иордана в Академии художеств.
1861-1863 — Переезд в Петрозаводск. Окончание гимназии, экстерном получен аттестат для поступления в университет.
1863 — Одновременное поступление на физико-математический (юридический) факультет Петербургского университета и в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Знакомство с И. Е. Репиным.
1864 — Перевод в натурный класс Академии художеств.
1865-1871 — Учеба в Академии художеств у А. T. Mapкова, П. В. Васина, П. М. Шамшина, А. Е. Бейдемана, К. В. Венига.
1869 — Малая золотая медаль за программу «Иов и его друзья» в Академии художеств.
1871 — Окончание Петербургского университета со званием кандидата прав. Окончание Академии художеств со званием «живописца портретного и исторического жанров». Большая золотая медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право от Академии на пенсионерскую поездку за границу на шесть лет.
1872-1876 — Пенсионерская командировка.
1872-1873 — Путешествие по Германии и Швейцарии, Италии. Рим: первый живописный эскиз для картины «Христос и грешница». Знакомство с С. И. и Е. Г. Мамонтовыми.
1873-1876 — Париж. Работа в мастерской Репина на Монмартре, затем — в своей мастерской.
1873 — Первое посещение подмосковной усадьбы Мамонтовых Абрамцево. Поездка в Париж.
1874 — Картина «Право господина» выставлена на Весеннем Салоне в Париже. Посещение вечеров в доме А. П. Боголюбова. Знакомство с А. К. Толстым, В. А. Серовым, И. С. Тургеневым; салон Полины Виардо, встречи с Эмилем Золя, Эрнестом Ренаном. Вёль в Нормандии.
1875 — Создание картины «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д, Этремон». Поездка в Лондон. Работа над картинами «Заговор гëзов», «Блудный сын» (не закончены), «Семейное горе».
1876-1877 — Участие в качестве добровольца в Сербо-Черногорско-Турецкой войне, где находится до конца ноября. За участие в сражениях был награжден медалью «За храбрость» и орденом «Таковский крест». Во время пребывания на фронте выполняет этюды маслом и многочисленные рисунки. Работа над картиной «Лассаль читает лекцию в рабочем клубе». Выставка в Академии художеств картин и этюдов, выполненных в пенсионерский период. Звание академика.
1877-1878 — Переезд в Москву. Создание картин «Московский дворик» и «Бабушкин сад». Участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка (художник-декоратор и актер).
1879 — Создание картины «Заросший пруд». Лето в Абрамцеве.
1880-1881 — Работа над картиной «Больная». Создание архитектурного проекта и эскизов внутреннего убранства церкви в Абрамцеве.
1881-1882 — Первое путешествие на Восток в связи с работой над картиной «Христос и грешница»: Константинополь, Александрия, Каир, Палестина и Сирия, Греция.
1882 — Участие в создании интерьера церкви в Абрамцеве. Женитьба на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858-1931). Начало преподавательской деятельности в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Ученики: А. Я. Головин, К. А. Коровин, И. И. Левитан, Л. О. Пастернак, Э. М. Татевосян и др. Создание эскизов декораций к спектаклю мамонтовского кружка «Алая роза» по пьесе С. И. Мамонтова.
1883-1884 — Поездка в Италию. Работа над эскизами и этюдами для картины «Христос и грешница» в мастерской в Риме. Участие в создании Русской частной оперы С. И. Мамонтова. Рисовальные вечера в доме Поленовых.
1885 — Выставка этюдов из путешествия на Восток 1881-1882 годов (ТПХВ). Создание в размер полотна графического варианта (уголь) картины «Христос и грешница».
1886 — Заканчивает картину «Больная». Работа над картиной «Христос и грешница» в московском доме С. И. Мамонтова.
1887 — Картина «Христос и грешница» — на выставке ТПХВ. Путешествие с К. А. Коровиным по Оке.
1888 — Лето на даче в Жуковке на Клязьме. Совместная работа с К. А. Коровиным, И. С. Остроуховым, В. А. Серовым, И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым. Завершение работы над картиной «На Тивериадском (Генисаретском) озере».
1889 — Лето на даче в Жуковке на Клязьме.
1890 — Париж. Картина «На Генисаретском озере» («Мечты») на выставке в Салоне Мейсонье. Покупка имения Бëхово на Оке.
1890-1910 — Работа над картинами цикла «Из жизни Христа» и одновременно над рукописью «Иисус из Галилеи».
1891 — Работа по реорганизации Академии художеств. Начало строительства по собственному проекту усадебного дома в Борке. Создание картины «Ранний снег».
1892-1893 — Обустройство дома в усадьбе Борок как музея. Создание картин «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая осень». Работа над проектом церкви технического училища в городе Кологрив Костромской губернии.
1894 — Окончание работы над картиной «Мечты». Поездка в Рим.
1895 — Рим: работа над картиной «Среди учителей». Строительство Адмиралтейства и фахверкового сарая в усадьбе Борок. Путешествие в Париж.
1896 — Окончание работы над картиной «Среди учителей».
1897-1898 — Эскизы декораций к «Орфею» Глюка в Русской частной опере С. И. Мамонтова. Начало работы в Комитете по созданию Музея изящных искусств имени императора Александра III в Москве.
1899 — Второе путешествие на Восток. Продолжение работы над циклом картин «Из жизни Христа».
1902 — Работа над проектом стенных росписей для Музея изящных искусств в Москве.
1903 — Создание проекта церкви для села Бёхово.
1904 — Строительство по своему проекту мастерской — Аббатства — в усадьбе Борок. Продолжение работы над евангельским циклом.
1906 — Создание духовного завещания под названием «Мое художественное завещание». Постановка оперы Поленова «Призраки Эллады» в Московской консерватории.
1907 — Освящение храма Святой Троицы в Бёхове. Путешествие по городам Германии и Италии.
1909-1910 — Выставки картин цикла «Из жизни Христа» (Петербург, Москва, Прага).
1910 — Путешествие по городам Германии.
1911 — Путешествие по городам Франции, Испании, Греции. На средства Поленова — строительство школы в селе Страхово.
1914 — Выставка картин цикла «Из жизни Христа» в Москве в пользу раненых солдат Первой мировой войны.
1915 — Строительство дома для Секции содействия фабричным и деревенским театрам (с 1921 — Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова) по проекту Поленова в Москве на участке земли, купленном на его средства.
1918-1919 — Жизнь в усадьбе Борок. Работа поленовского крестьянского театра.
1920-1921 — Работа над световым театром-диорамой «Кругосветное путешествие»: создано 65 картин.
1924 — Первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее к восьмидесятилетию со дня рождения художника.
1926 — Присвоение Поленову звания Народного художника Республики.
1927 — 18 июля — Кончина художника в Борке: похоронен на кладбище в Бëхове.
1939 — Дар государству от семьи Поленовых коллекций музея. Усадьба Борок переименована в Поленово.