Оставайтесь в курсе
RU

Неврев Николай Васильевич

(1830 - 1904)

Николай Васильевич Неврев — живописец, мастер исторического и бытового жанра. Член Товарищества передвижных художественных выставок и Абрамцевского художественного кружка.

(1830, 3 мая, Москва 3 мая, 1904, имение Лысковщина Могилевской губернии) Может показаться, что искусствоведами хорошо изучено все, что касается Товарищества передвижных художественных выставок и его членов. Однако не обо всех передвижниках остались исчерпывающие биографические сведения. Например, довольно мало известно о Николая Васильевиче Невреве — историческом и жанровом живописце и ярком портретисте. В течение жизни художник пережил много взлетов и падений, а сегодня, несмотря на богатое творческое наследие, оказался незаслуженно забыт.

Неврев Николай Васильевич Неврев Николай Васильевич Неврев Николай Васильевич

Николай Неврев родился в 1830 году в московский небогатой купеческой семье. Из-за неуспеваемости и плохого поведения юного Н. Неврева отчислили из Московского мещанского училища и не принимали никуда на службу. Главной страстью юноши было рисование, поэтому мать отдала сына в ученики к художнику Степанову, за которого вскоре вышла замуж. Семья жила в страшной бедности, Степанов пропивал все деньги, полученные от заказчиков картин, и заканчивать его портреты стал Н. Неврев.

Наконец, в 1850 году, лишь на 21 году жизни Николай Евгеньевич поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился у М. И. Скотти. В 1855 году Н. Неврев получил звание «неклассного художника по живописи домашних сцен». Позже, в 1859 году он был удостоен звания «классного художника».

Покинув Училище, художник обращается к написанию портретов, в основном московской знати. Эти работы минималистичны и нейтральны по колориту, но наполнены психологизмом и ярким характером. С начала 1860‑х годов Н. Неврев сближается с Павлом Третьяковым, который приобретает его работы и заказывает портреты. Постепенно к Невреву-портретисту приходит известность и успех.

В середине 1860-х в творчестве художника происходит перелом: от портретов он переходит исключительно к жанровой живописи. В бытовых сценах Н. Неврев выступает как обличитель дворянства и купечества, защитник крестьян и внимательный, чуткий бытописатель. Картины художника наполнены тонким психологизмом, тактом, сочувствием и вкусом. Яркие примеры творчества Н. Неврева этого времени: "Торг. Сцена из крепостного быта", "Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие", "Воспитанница".

1870-80-е годы в силу многих обстоятельств ознаменовали новый период в творчестве Н. Неврева: он обращается к исторической живописи и изображает сюжеты XVI-XVIII веков и Древней Руси. Творчество художника с новой силой привлекает внимание публики и критиков, он чувствует подъем душевных сил и уверенность.

Сблизившись с Саввой Ивановичем Мамонтовым, Н. Неврев часто бывал в Абрамцево, где творил вместе с Репиным, Поленовым, Суриковым, Васнецовым и другими художниками того времени. В это же время Н. Неврев активно занимался делами Товарищества передвижных художественных выставок. Несколько лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Популярность Н. В. Неврева постепенно угасала. В 1894 году он получил последние значительные деньги за продажу картины. В 1903-1904 — показал последнюю большую работу на Передвижной выставке.

Заключительные годы художник жил уединенно в своем имении Лысковшина в Витебской губернии. Он испытывал нужду и одиночество, болел и не мог творить. От отчаяния и проблем с недвижимостью Николай Васильевич Неврев застрелился.

Работы Н. В. Неврева приобретали ведущие коллекционеры второй половины XIX в.: П. М. Третьяков, С. И. Мамонтов, И. Е. Цветков, Б. И. Ханенко, И. Н. Терещенко. Произведения Н. Неврева хранят Государственная Третьяковская галерея, Тюменский областной музей изобразительных искусств, Государственный музей-заповедник Ростовский кремль, Дальневосточный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, и многие другие музеи России и стран СНГ. Однако местонахождение многих работ художника остается неизвестно.

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка

Рекомендуем

1973
270 000
Колесников (Одесский) Степан Федорович Весенние работы
бумага на картоне, графитный карандаш, темпера
НИНЭ им. Третьякова
1917
930 000
1830-1840-е гг.
2 325 000
1921
3 255 000
рубеж XIX - XX вв.
1 674 000
Зверев Анатолий Тимофеевич Боевой петух
картон, масло
Силаев В. С.
1986
1 395 000
1950-е
650 000
завод Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
930 000
1 пол. XX века
390 000