Оставайтесь в курсе
RU

Дали Сальвадор (Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech)

(1904 - 1989)

Услышав слово «сюрреализм», вы, скорее всего, вспомните Сальвадора Дали или его фирменные плавящиеся часы. Художник известен своим театральным поведением и внешностью, а также картинами и скульптурами из найденных предметов. Наследие Дали заключается также создании образа художника-бренда и суперзвезды. Однако у известности были и пагубные последствия: художник стал карикатурой на самого себя, а его выходки и склонность выставлять на рынок слишком много работ в конечном итоге уменьшали ценность его искусства. Еще более тревожным было его заигрывание с фашизмом в 1930-е годы, что стоило ему места в кругу сюрреалистов.

Дали Сальвадор (Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech) Дали Сальвадор (Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech) Дали Сальвадор (Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech)

Дали родился в 1904 году в каталонском городке Фигерас, Испания. Его отец-юрист придерживался строгой дисциплины с антиклерикальными наклонностями и поддерживал автономию Каталонии; тем временем его мать поощряла художественные амбиции Дали.

Он был вторым ребенком в семье по имени Сальвадор: за девять месяцев до его рождения старший брат с таким же именем умер в возрасте трех лет. Когда Дали исполнилось пять, его родители сказали ему, что он реинкарнация своего брата, что преследовало его жизнь и искусство до самой смерти. «Я думал, что умер, прежде чем узнал, что жив», — сказал Дали о нависшем над ним призраке.

В 1916 году Дали начал учебу в Муниципальной рисовальной школе в Фигерасе. Он познакомился с авангардом благодаря каталонскому импрессионисту Рамону Пишоту, который регулярно посещал Париж. Пишот познакомил молодого Дали с работами Пикассо и футуристов, которые повлияли на творчество Дали, несмотря на то, что он сохранил сильную привязанность к реализму.

В 1921 году смерть матери нанесла художнику тяжелый удар. В следующем году, в возрасте 17 лет, он поступил в Мадридскую Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, выдающуюся художественную школу Испании.

Первоначально Дали сосредоточился на пейзажах и портретах, но достаточно скоро его искусство стало характеризоваться умышленной причудливостью. Дали мог рисовать с почти фотореалистичной точностью, что, несомненно, способствовало общественному признанию его работ. Но даже его самые прозаические работы могут показаться странно отчужденными от повседневности и загадочными.

Зигмунд Фрейд оказал очень сильное влияние на Дали, который погрузился в теории Фрейда об Ид еще в школе. Следуя идеям Фрейда, Дали стремился направить свои страхи, желания и неврозы в свое искусство. Он несколько раз пытался встретиться со знаменитым психоаналитиком, что удалось только в 1938 году.

В 1926 году Дали переехал в Париж, где соотечественник Жоан Миро познакомил его с сюрреалистами, Бретоном, Пикассо и другими представителями мира искусства. Дали сотрудничал с испанским режиссером Луисом Бунюэлем над созданием фильмов «Андалузский пес» и «Золотой век». Оба фильма вызвали волну скандалов.

В августе 1929 года Дали посетили Поль Элюар, один из основателей сюрреализма, и его жена Гала, урожденная Елена Ивановна Дьяконова. Будучи старше Дали на десять лет, Гала околдовала его, и вскоре у них закрутился роман. В конце концов они поженились, и Гала стала компаньоном, моделью и музой Дали на всю жизнь.

Дали внес важный вклад в идеологию сюрреализма. Он предложил идею «сюрреалистических объектов» в качестве объединяющей концепции сюрреализма. Сюрреалистические объекты выкапывали из глубин подсознания подавленные мысли и чувства. Дали основывал эту идею на теории фетишизма Фрейда, в которой исследовалась эротическая фиксация на предметах.

Параллельно с этим Дали разработал свой «параноидально-критический» метод. Основанный на представлении о том, что параноики воспринимают вещи, которых нет, Дали выделял фантомные детали в своих композициях как своего рода тест Роршаха для зрителей.

Дали страстно гнался за деньгами и славой, в то время как авангардисты считали такие цели предательством искусства. Он бесстыдно занимался саморекламой и признался в «чистой, вертикальной, мистической, готической любви к деньгам». Его первый визит в Нью-Йорк в 1934 году вызвал шквал критики в СМИ, которую он поощрял резкими заявлениями вроде «Единственная разница между мной и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший». В честь Дали в Нью-Йорке даже был устроен безумный костюмированный бал. Другие выходки включали в себя выступление Дали в Лондоне в костюме глубоководного водолаза, от которого он чуть не задохнулся. На лекцию в Париж он приехал на роллс-ройсе, наполненном цветной капустой.

Политические взгляды Дали склонялись в сторону правых, хотя никогда не было установлено, что он был полноценным фашистом. Он действительно поддерживал Франко во время Гражданской войны в Испании, а также был без ума от Гитлера, говоря, что часто мечтал о фюрере как о женщине. Тем не менее Дали настаивал: «Я не гитлерист ни по факту, ни по намерениям». Тем не менее, поддержка Франко стоила ему дружбы с Бунюэлем и другими сюрреалистами, и в 1939 году Бретон, наконец, организовал исключение Дали из группы сюрреалистов, обвинив его в поддержке расовой войны.

Успехи и скандалы продолжались. Дали стал известен в Голливуде, где работал в том числе с Альфредом Хичкоком и студией Дисней. Он предоставил лицензию на использование своего имени для линии духов, рекламировал шоколад и самолеты. В 1976 и 1977 годах художник подписал и продал 17.500 чистых листов бумаги со своей подписью, предназначенных для печати тиражных работ, однако в итоге они использовались для создания подделок.

В поздние годы в творчестве Дали все реже встречались действительно интересные работы. Начиная с 1980 года здоровье художника стало ухудшаться с появлением болезни Паркинсона, приступов депрессии и наркомании. После смерти Галы в 1982 году его состояние было критическим. Он отказывался есть и едва оправился от ожогов третьей степени, полученных во время пожара в 1984 году. Дали умер от остановки сердца пятью годами позже в возрасте 84 лет в Фигерасе.

 

Материал подготовлен на основании статьи Говарда Халла "Кем был Сальвадор Дали и почему он так важен?"

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка
1975
По запросу

Рекомендуем

1973
270 000
Попков Виктор Ефимович Совхоз
бумага, холст, масло
Публикация в каталоге.
1964-1965
По запросу
Колесников (Одесский) Степан Федорович Весенние работы
бумага на картоне, графитный карандаш, темпера
НИНЭ им. Третьякова
1917
930 000
1830-1840-е гг.
2 325 000
1921
3 255 000
рубеж XIX - XX вв.
1 674 000
Зверев Анатолий Тимофеевич Боевой петух
картон, масло
Силаев В. С.
1986
1 395 000
1950-е
650 000
завод Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
930 000