Оставайтесь в курсе
RU

Коровин Константин Алексеевич

(1861 - 1939)

Константин Алексеевич Коровин известен в первую очередь как живописец, чуть меньше — как театральный художник и педагог, и еще меньше —  как писатель. В 1922 году художник эмигрировал в Париж. Через какое-то время у него стало ухудшаться зрение, и он посвятил себя литературе. Константин Коровин написал более четырехсот рассказов, а также подробные воспоминания о Шаляпине и художественной жизни России рубежа XIX-XX веков. В его рассказах много юмора, чуткого понимания характеров и внимания к деталям. Благодаря его воспоминаниям, мы знакомимся с богемой серебряного века, а также с простыми людьми: охотниками, крестьянами, рыбаками.

Предлагаем вам прочитать рассказ Константина Коровина о купце Абраме Михайловиче Морозове и о том, как искусство губило его здоровье.

Коровин Константин Алексеевич Коровин Константин Алексеевич Коровин Константин Алексеевич

Я москвич, и мне частенько вспоминается Москва. Замечательные люди были москвичи: гостеприимные, приветливые. Любили театр, музыку, искусства. Были среди них и, так сказать, люди с причудью.

Вспоминаю знаменитого купца Михаила Абрамовича Морозова — особняк в Москве, прекрасные залы и комнаты в разных стилях, много картин в доме — старинных, коричневых, темных.

Хозяин, показывая картину, обычно разводил руками:

— Говорят, Рафаэль или Мурильо, а кто знает. Или вот — Тициан, но фигура справа — младенца — говорят, не его, а Корреджио. Вот тут и разберись...

Младший брат Михаила Абрамовича любил и понимал живопись: он создал галерею — собрание прекрасных французских импрессионистов: Моне, Сизеле, Ренуара...

Старший брат, Михаил Абрамович, собирал по преимуществу старые картины иностранцев, не признавал собрания младшего брата и всегда огорчался.

Помню, он жаловался:

— Я люблю барбизонцев. Приобрел как-то Коро, обед устроил. Только расстроил меня один художник до невозможности. Сказал: ненастоящий у меня Коро. Так расстроил, что я захворал. Сам профессор Захарьин лечил. Его высокопревосходительство. Пить запретил. Ни шампанского, ни коньяку, ни-ни... Благодарю покорно... Сахар у вас, говорит... Какой там сахар!.. Коро доехал!..

Он помолчал и с сокрушением продолжал:

— Поехал я как-то в Париж — читаю в газетах: посмертная выставка Гогена. Поехал он на острова Таити, это черт его знает где. Замечательные женщины, сложены, как Венеры, цвета бронзы. Небо розовое, деревья синие, ананасы, белые апельсины... И сделался он дикарем. И писать стал, как дикарь. Естественно — насмотрелся. Выставка открыта — не помню уже, в каком месте. Думаю — постой! Сейчас же поехал. И ахнул! До того чудно, что думаю — эге!.. Покажу брату и Москву удивлю! Куплю картины, повешу в столовой, пусть и Захарьин посмотрит. Покажу я ему — какой у меня сахар! Можно ли мне пить или нельзя!..

Выбрал четыре больших картины и приценился. Дешево. Пятьсот франков штука. Купил. Картины такие, что сразу не поймешь. Думаю: потом рассмотрю.

* * *

Привез Михаил Абрамович картины в Москву. Обед закатил. Чуть не все именитое купечество созвал. Картины Гогена висят на стене в столовой. Хозяин, сияя, показывает их гостям, объясняет — вот, мол, художник какой: для искусства уехал на край света. Кругом огнедышащие горы, народ гольем ходит... Жара...

— Это вам не березы!.. Люди там как бронза...

— Что ж,— заметил один из гостей,— смотреть, конечно, чудно, но на нашу березу тоже обижаться грех. Чем же березовая настойка у нас плоха? Скажу правду, после таких картин как кого — а меня на березовую тянет...

— Скажите на милость!— вскинулся Михаил Абрамович. — Мне и Олимпыч, метрдотель, говорил: "Как вы повесили эти картины, вина втрое выходит". Вот ведь какая история! Искусство-то действует...

Он подмигнул глазом и с гордостью присовокупил:

— Брату показывал. На-кось!.. Он смотрел, смотрел и сказал: "Что-то есть..." Явно — есть! Это тебе — не импрессионисты!..

* * *

Года через полтора уехал я в Париж. Была у меня маленькая мастерская на рю де Дельта, бульвар Рошешуар. Однажды утром слышу звонок, отворяю дверь. На пороге стоит, в цилиндре, полный, высокого роста, Михаил Абрамович. С ним тоже толстый человек с лицом русского ямщика — адвокат Дережинский. Черные глаза Морозова вертелись как-то колесом...

— Едем завтракать,— сказал Морозов,— едем к Паяру. Ну, брат, и история вышла. Вот он тебе расскажет,— сказал он, показывая на Дережинского. — Опять — незадача! Опять Захарьин пить запретил. Услышишь — какая история...

* * *

Как оказалось, Михаил Абрамович приехал в Париж уже назад две недели. В первый же день по приезде заехали в галерею, где купил он Гогена около двух лет назад. Там его вспомнили. Один из владельцев сказал: "А дешево вы у нас Гогена купили". А Михаил Абрамович, как человек деловой, не задумываясь, спросил: "Не хотите ли, я вам их уступлю?" Те говорят: "Отчего же, уступите". — "Пожалуйста. Дадите тридцать тысяч за четыре картины?" — "Что же, можно,— согласились владельцы,— они у вас здесь?" — "Да,— говорит Морозов,— через четыре дня будут здесь, приходите". Оставил свою карточку и адрес.

Из гостиницы Михаил Абрамович тотчас же послал телеграмму в Москву с приказом управляющему Прохору Михайловичу немедленно привезти картины в Париж. Через четыре дня картины были доставлены.

В назначенный час в гостиницу пришли прежние владельцы. Оба в цилиндрах, элегантно одетые, со строгими лицами. Посмотрели мельком на картины, один из них любезно попросил чернил, написал чек на тридцать тысяч и передал хозяину.

Тот думает: "Что такое?" Усомнился.

— Да, но это чек, а не деньги...

Гость, подписавший чек, извинился. И вежливо сказал, что через шесть минут будут деньги. Взяв чек, он передал его своему компаньону и остался с Морозовым дожидаться его возвращения. Через шесть минут вернувшийся вручил деньги Абраму Михайловичу, и оба, быстро взяв картины, улыбнувшись, ушли.

Морозов огорчился: больно легко нажил двадцать восемь тысяч. Приехал адвокат Дережинский — пошли вместе завтракать. Но Морозову было как-то не по себе. После обеда поехали в кафе "Каскад" в Буа де Булонь, потом в театр, потом в "Казино де Пари",— гложет Михаила Абрамовича что-то внутри, да и только. Ночь спал плохо.

Утром пошел в галерею, куда продал картины. Идет по залам и смотрит — не выставлены ли его полотна. В последней комнате увидел их прислоненными к стене. И с напускной небрежностью спросил у заведующего: "Что стоит эта картина?"

— Пятьдесят тысяч,— последовал ответ.

Михаил Абрамович ахнул и опрометью кинулся вон. Сел в карету и помчался к Дережинскому.

— Поезжай сейчас же, купи назад мои картины. Что просят — плати.

Он в отчаянии упал в кресло. Опять без Захарьина не обойтись!

* * *

Как-то в Москве, работая декорации в мастерской Большого Императорского театра, в час дня пошел я через Театральную площадь в "Метрополь" завтракать. Сел за маленький столик. Невдалеке от себя увидел сидящих за большим столом — он назывался "морозовским" — разных москвичей. Видно было, что там хорошо выпили,— в хрустальных графинах стояла водка, жареный поросенок, гусь.

Один из пировавших за столом, Постников, увидав меня, подошел. Глаза у него были осоловелые, нос покраснел. Он был пьян. Поклонившись, он сказал мне:

— Видишь, сидит?.. Кто сидит! Звезда Европы! Профессор Лейден. Да, брат, это не наши... Захарьин!.. "Сахар,— говорит,— у вас". Пить запрещал. А я-то, лошадь, слушал, шесть лет капли не видал. А он, профессор Лейден, звезда, "диабет?— спрашивает,— сахар? Пейте!". Поросенка ем. А? Вот она — Европа!

— А Михаил Абрамович где?— спросил я.

— Миша? Выпил, что надо, и спать поехал. Худо ему стало. Гогена, должно быть, вспомнил — огорчился... Картины, картины губят его...

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка

Рекомендуем

Бенуа Александр Николаевич Эскиз декораций к I акту балета «Жизель» Адольфа Адана
бумага на картоне, графитный карандаш, перо, чернила, акварель, белила
НИНЭ им. Третьякова
1924-1926
2 790 000
1973
По запросу
1830-1840-е гг.
2 325 000
1921
3 255 000
1950-е
650 000
завод Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
930 000
1 пол. XX века
390 000