Бритов Ким Николаевич
Ким Николаевич Бритов – народный художник России. Его творчество относится к значительным явлениям отечественного искусства второй половины XX – начала XXI века, определяет собой декоративное направление в современном отечественном пейзаже. Он – один из основоположников широко известной в России и за её пределами владимирской школы пейзажа, не имеющей аналогов в спектре современного российского искусства.
Творческий путь владимирского живописца, Народного художника России Кима Николаевича Бритова охватывает большой период времени, равный шестидесяти годам.
Уже в 1950-е, в начальный период творчества художника можно увидеть индивидуальные черты Бритова как живописца: тягу к монументальности композиции, широкой манере письма. Буквально с первых работ в творчестве художника определились многие важные мотивы: сюжеты, связанные с базаром и торгом; тема новостроек, нового дня, современности; ранний снег; золотая осень. Особенностью его работ в этот период является колористическая мягкость, деликатность цветового решения, основанная на сочетании сближенных полутонов. В некоторых ранних работах Бритова ощутимо влияние Юкина – живописца, школу которого прошли во Владимире многие.
В 1960-е годы в живопись Бритова приходят стилизация и чистый цвет, который, по признанию самого художника, является главным фактором эмоционального воздействия на зрителя. Идут поиски по направлению локальности, звучности и чистоты цвета, ясности и чёткости композиционных решений. В каждой следующей работе он развивает и совершенствует избранную творческую линию.
Одна из важнейших тем в творчестве художника – пейзажи старых русских городов. В его архитектурных пейзажах появляются мощные композиционные ритмы, цветовая свежесть. В 1960-е годы декоративное начало в архитектурных пейзажах Бритова настолько велико, что они напоминают эскизы к монументальным панно, поражающие зрителя своей композиционной целостностью и величием.
Летом 1962 года Ким Бритов и Николай Мокров ездили в творческую командировку на Русский Север, а 1973 году вместе с известным владимирским писателем Сергеем Никитиным Ким Бритов совершил поездку в Карелию. С этого момента тема северной природы навсегда вошла в жизнь художника. По композиционному строю, добротной крепости живописи, эмоциональной насыщенности северные работы Бритова близки северной серии Владимира Стожарова. Зритель буквально ощущает притяжение этих земель, красоту строений, воздвигнутых трудом и талантом русских мастеров.
1970-е годы являлись периодом творческого расцвета художника. Он мыслит мощными цветовыми категориями, активно экспериментирует с цветом, фактурой и характером мазка. Необыкновенная работоспособность, смелые поиски в области живописи позволили Бритову в эти годы занять видное место не только среди владимирских, но и российских живописцев. Интересны сельские пейзажи художника. В отличие от многих владимирских живописцев, русскую провинцию Бритов видит и изображает под особым углом зрения, по-своему. В его сёлах строятся или уже стоят, сияя золотом свежих брёвен, новые дома. Светлые, просторные деревянные дома под красными крышами – примета послевоенных десятилетий, когда страна отстраивала сёла и города. В пейзажах Бритова эта тема раскрывается опосредованно, художник любуется свежесрубленными постройками, вызывая в душе зрителя позитивную эмоцию.
В 1980-е и последующие годы Бритов меньше ездит. Это зрелый мастер, в его мастерской – огромное количество этюдов, по мотивам которых он пишет новые полотна. В творческой копилке мастера – целый ряд уже опробованных композиций, над их вариантами он также с удовольствием работает в мастерской.
Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, большинства региональных музеев России, музея Ким Ир Сена (КНДР), Академии искусств (Истон, США), Ново-Мюнхенской картинной галереи (Германия), а также в частных коллекциях России и за рубежом. Самой крупной среди музейных собраний России является коллекция произведений Бритова, хранящаяся в Государственном Владимиро-Суздальского музее-заповеднике. Она даёт достаточно полное и разностороннее представление о творчестве этого выдающегося художника Владимирской земли.
Материал подготовлен на основе статьи Н.И. Севастьяновой в каталоге "Живопись К.Н. Бритова в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника".