Оставайтесь в курсе
RU

Цветкова Валентина Петровна

(1917 - 2007)

Яркий представитель крымской живописной школы. Искусствоведы называют ее классиком крымского импрессионизма. Народный художник Украины (1997). Почётный гражданин Ялты (1997). Известна прежде всего как мастер натюрморта.

Родилась в Астрахани, закончила Астраханское художественное училище. Там же начала свою творческую деятельность в товариществе «Художник», принимала участие в республиканских, всесоюзных и международных выставках. 

В 1936 году впервые приехала в Ялту, с которой связала всю жизнь. Природа Крыма произвела на художницу очень сильное впечатление. Она любила создавать свои картины, работая на балконе своей мастерской, откуда открывались великолепные виды на горы и море. 

Весна — самое любимое, творчески напряженное время года для художницы. Очарованная красотой крымской земли, она не может равнодушно относиться к чудесному обновлению природы, когда все Южнобережье становится цветущим садом.

Цветкова Валентина Петровна Цветкова Валентина Петровна Цветкова Валентина Петровна

Жизнь художницы превращается в стремление уловить и передать эту быструю смену цветения. Трогательные, хрупкие подснежники, пролески, фиалки сменяются в ее работах монументальными, звучащими, как мощный орган, тяжелыми гроздями сирени, напоенными утренней влагой. Нежная бело-розовая кипень миндаля и красивые светло-сиреневые оттенки чудесной глицинии уступают место ажуру ветвей пунцово-красной цветущей айвы. Сколько раз, в разных вариантах эти мотивы были написаны художницей, но каждой весной она снова и снова возвращается к ним, и каждый раз — это новый восторг, новый взгляд на уже хорошо знакомое.

Валентина Петровна — один из самых светлых и солнечных живописцев Ялты: что бы ни писала она — цветы, фрукты, пейзажи, — все они как будто вобрали в себя крымское солнце и сами стали излучать тепло. Отсюда особая светоностость ее полотен, которая буквально завораживает зрителя, создает необычайно жизнерадостное настроение.


Валентину Петровну по праву можно назвать счастливым художником, потому что она нашла себя в искусстве, создала свой, особый — «цветковский» Крым, в котором — всегда цветение. И Ялта, как правило, изображается ею сквозь веточки цветущего миндаля или айвы. Иногда даже без внешних примет места — одна веточка цветущего дерева, пронизанная прозрачным воздухом, написана на белом холсте так экспрессивно, что вы ощущаете дыхание Крыма. Поэтому на всех выставках полотна В. Цветковой были как бы визитными карточками-посланцами этого солнечного полуострова.


Ее называли одним из лучших мастеров натюрморта в Украине. Но натюрморт у нее особый: цветы или щедрые дары земли В. Цветкова всегда пишет на фоне крымского пейзажа. В поисках обобщенного образа Крыма она стремится в одной картине сконцентрировать все, что ей дорого в природе Южного берега: объединяет натюрморт и пейзаж в единую гармоничную композицию, где все пронизано чистым воздухом и наполнено солнечным теплом.

Определив в молодые годы основные для себя жанры живописи, в которых начинала работать художница, она осталась им верна. В стремлении увидеть природу разных стран, познакомиться с искусством живущих в них народов объездила полмира. Из своих многочисленных поездок привозила сотни рисунков, акварельных набросков, этюдов, сделанных акрилом и маслом. Острая наблюдательность, умение выявить главное помогали создавать эмоциональные образы разных мест: Франция, Италия, Англия, США, Германия, Египет, Ливан, Алжир, Мальта, Кипр… 


Общей чертой всей пейзажной живописи является самобытность каждого изображенного художницей мотива, где переданы особенности климата, растительного мира, национальное своеобразие архитектуры, уклада жизни людей, а также слитность всех элементов целого, декоративная красота каждой работы. 

Несмотря на то, что натюрморт и пейзаж занимают главное место в творчестве Валентины Петровны, она часто обращается и к портрету. Работая в этом жанре, Валентина Петровна всегда стремилась передать главное в человеке, как во внешнем облике, так и в понимании его внутренней сути. Ее кисти принадлежит целая галерея портретов современников и известных деятелей прошлого (Антон Чехов, Леся Украинка и др.). Ее кисти принадлежит знаменитый, хранящийся сегодня в Фамильной галерее Воронцовых, портрет матери Марии Илларионовны Воронцовой-Доликовой, праправнучки Михаила Семеновича Воронцова (жившей во Франции).  

В своих работах художница использовала самые разные техники живописи и графики: масло, пастель, акварель, акрилак, карандаш, фломастер, максимально используя выразительные возможности каждой в зависимости от творческих задач и образного решения. 

В 1938–1944 годах работала в мастерской при Доме искусств в Ленинграде. С 1944 года — член Союза художников СССР, а с 1950 года по 1972 — член правления Крымского отделения союза художников Украинской ССР.


Живя основное время в Ялте, была дружна с М. П. Чеховой и О. Л. Книппер-Чеховой. В Ялтинском музее А. П. Чехова хранится 11 атрибутированных работ художницы, составляющих мемориальное наследие родственников Чехова: среди них – крымские пейзажи, этюды, наброски для портрета А. П. Чехова, который  Цветковой заказала в 1946 году сестра писателя Мария Павловна Чехова.

Награждена медалями «За трудовое отличие» (1967), «За доблестный труд» (1970), Орденом княгини Ольги III степени (Украина, 2007). В 2002 году именем художницы была названа малая планета.

Полотна Цветковой хранятся в ГТГ, ГРМ, Национальном художественном музее Украины, музеях и галереях Болгарии, Венгрии, Канады, США, Франции, Японии.8 февраля 2017 года в Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого открылась выставка «Художники-юбиляры В. Д. Бернадский и В. П. Цветкова», приуроченная к столетию со дня рождения выдающихся крымских художников.

Валентина Цветкова

Сейчас в продаже

Фильтры
Цена
Период создания
Размеры
Ширина, см
Высота, см
Сортировка
Сортировка

Рекомендуем

Неизвестный Эрнст Иосифович Кентавр
холст, акрил
подтверждение дочери; публикации
1980-е
По запросу
Зверев Анатолий Тимофеевич Боевой петух
картон, масло
Силаев В. С.
1986
1 395 000
Бенуа Александр Николаевич Эскиз декораций к I акту балета «Жизель» Адольфа Адана
бумага на картоне, графитный карандаш, перо, чернила, акварель, белила
НИНЭ им. Третьякова
1924-1926
2 790 000
1973
По запросу
Фарфоровый завод А.Г. Попова Часы
фарфор, позолота, роспись
1830
520 000
неизвестный художник, Япония Окимоно «Гейша с зонтом и цветами»
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка
кон. ХIX века
930 000
1 пол. XX века
390 000