Юкин Владимир Яковлевич



После войны Юкин поступил на живописный факультет Львовского института прикладного и декоративного искусства. Но долго учиться не довелось, нужно было помогать семье. Через год он возвратился во Мстеру, работал преподавателем во Мстёрской художественно-промышленной школе. Все свободное время он посвящает живописи. Работая в реалистических традициях, он старается передать тонкие цветовые нюансы русского пейзажа. Постепенно его художественные предпочтения меняются, мягкий жемчужный колорит его работ уступает место цветописи, мелкий и гладкий мазок — широкому письму.
В 1958 году приглашенный во Владимир на обсуждение областной художественной выставки искусствовед Михаил Порфирьевич Сокольников говорил: «Я люблю Юкина и обращаю ваше внимание на обработку им полотна. Умение давать техническое очарование холста имеет огромное значение, в этом особенная прелесть его работ».
В 1959 году Юкин переезжает во Владимир. Новатор по своей сути, он включается в большой живописный эксперимент, проходивший здесь, и не просто включается — становится творческим лидером. В пейзажах Юкина 1960-х годов появляется пастозный мазок, мощный цветовой ритм. Картины приобретают яркое эмоциональное звучание.
Юкин первым среди владимирских пейзажистов начал пробовать разные способы наложения краски на холст, экспериментировать с использованием фактурного грунта. Фактура давала почувствовать материальность и осязаемость изображаемого, увеличивала декоративный эффект, помогала создать своеобразное третье измерение, обогащавшее эмоциональное звучание произведения.
Эффекты живописи на фактурном грунте вызывали живой интерес в среде российских живописцев, казались чем-то новым, рождали немало подражателей. В газете «Советская культура» в 1967 году Татьяна Нордштейн писала: «...подражают сегодня Левитану, Стожарову, даже недавно сложившейся владимирской школе пейзажистов. Посмотрите как размножились в последнее время «в багрец и золото одетые леса», где даже сам характер живописи скопирован у владимирцев».
В 1970-е сложился характерный для Юкина строй произведений: он отбрасывает детали, задавая композиции плоскостной ритм, упрощая рисунок. Все изображенное на картине равно удалено от зрителя и хорошо читается. Это был период обращения художника к традициям примитива, народного искусства, иконописи.
Особое место в жизни и творчестве В. Юкина занимает старинное село Любец под Ковровом, где художник работал с ранней весны до поздней осени. Особой линией творчества стала, появившаяся здесь серия цветочных натюрмортов. Это огромные корзины благоухающей сирени, охапки луговых цветов, сухие травы, мощные букеты из осенней листвы. Цветочные натюрморты Юкина, написанные в Любце, считаются заметным явлением в жанре советского натюрморта 70-80-х годов.
В 1882 году в Москве, в выставочном зале СХ России, открылась персональная выставка художника. На ее открытии Виктор Иванов, народный художник России, сказал: «Ни один из нас не прошел мимо творчества Юкина, его удивительного дара чувствовать природу, ее красоту и силу. Юкин, безусловно, один из талантливейших художников современной России».
Талант Владимира Юкина неразрывно связан с его человеческими качествами. В основе творчества этого большого художника лежит чистый свет души, через картины передающийся людям. Легкий и простой в общении, смеющийся добрым, заразительным смехом, он всегда был душой компании. Даже в самом солидном возрасте он оставался по-детски восторженным, жизнерадостным и доброжелательным человеком.
У художника была непростая судьба. После нескольких лет плена во время Великой Отечественной войны, он всю жизнь был на «особом счету». Будучи известнейшим художником владимирской земли, он вплоть до перестроечных времен не имел званий и наград. Только в 1989 году, накануне 70-летия он получил звание заслуженного художника России, в 1991 году стал лауреатом Государственной премии РФ. В 1995 году Юкину было присвоено звание народного художника Российской Федерации. По этому поводу он шутил: «В последние годы на меня, словно манна с неба, посыпались награды. Будто прорвало где-то там, наверху, и полилось, полилось…»
В 1995 году во Владимире открылась последняя прижизненная выставка художника, посвященная его 75-летию. В конце года выставка была перевезена в Москву, в ЦДХ. Успех её был огромным. По окончании выставки художнику не пришлось везти работы домой — все его произведения разошлись по собраниям музеев и частных коллекционеров.
Владимир Яковлевич Юкин — один из наиболее ярких и самобытных художников, представителей пейзажного поколения России, которое направило русскую живопись на новые, современные пути развития. Имя В. Юкина стоит в одном ряду с именами В. Стожарова, Э. Браговского, Б. Домашникова, Е. Зверькова, В. Сидорова.
Н. Севастьянова