Светлицкий Валерий Григорьевич
Творчество Валерия Светлицкого трудно отнести к конкретному художественном направлению или течению. Во многих работах ему близок абстрактный экспрессионизм, особенно в таком его направлении как живопись цветового поля.



Абстрактный экспрессионизм — художественное течение, которое зародилось в Америке в конце 1940-х годов и стало доминирующим течением в западном искусстве в 50-е. Всемирно известными представителями этого течения являлись Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн и Марк Ротко. Именно с работами Ротко можно сравнивать искусство Валерия Светлицкого, а также с произведениями Сержа Полякова и Никола де Сталя, французских художников, выходцев из России.
Работы абстрактных экспрессионистов стремятся к свободой в технике исполнения, непосредственному творческому и эмоциональному волеизъявлению. Чувства художника выплёскиваются на холст, воплощаются в краске и приобретают осязаемую форму в виде крупноформатных картин. Субъективное становится абстрактным, а сокровенное — общедоступным.
В то же время абстрактные экспрессионисты много внимания уделяют самим живописным материалам и их свойствам: они исследуют текучесть и прозрачность красок, наложение цветов. Изменчивость, подвижность краски передает переменчивый и едва уловимый характер эмоциональных переживаний.
В технике абстрактных импрессионистов присутствует интуитивность и спонтанность, хотя в итоге работы волшебным образом всегда приобретают особенную гармонию. Строгая композиция заменяется концепцией единого поля, в котором элементы связаны не столько структурно, сколько энергетически.
Живопись цветового поля представляет собой в основном холсты с большими живописными областями, закрашенными одним цветом. Эти работы просты внешне, но внутри себя они содержат вибрацию, свечение и движение, которые передаются зрителю при медитативном созерцании полотен.
Работы абстрактных экспрессионистов не копируют действительность, но скорее изображают мир в самом начале акта творения, когда схожие единицы материи сгущаются, чтобы образовать предметы и породить жизнь. Это еще не прекрасные предметы, но сама идея Красоты в платоновском духе: еще не воплощенная ни в чем конкретном, но уже присутствующая в мире и в некотором роде доступная созерцанию. Зритель освобождается от пут привычки и памяти, матрица его зрения очищается, очки зашоренного зрения сбрасываются, чтобы увидеть мир во всей его непосредственной поразительной красоте.
Работы Валерия Светлицкого предполагают особый настрой, схожий с медитацией и в то же время не требующий особых навыков. Его работы производят впечатление с первого взгляда и открываются постепенно, выводя на поверхность все новые и новые уровни. Зритель может воспринимать картину разом, вглядываться в переливы мазков или же переключаться между макро- и микро-видением, что добавляет работе еще больше напряжения и магнетизма.
Казалось бы, что может быть интересного в разноцветных прямоугольниках на куске холста? Однако в работах Светлицкого простые формы обретают эмоции: задумчивый изумрудный, решительный красный, полный надежд оранжевый соседствуют друг с другом, образуя сложные комбинации чувств, — а ведь именно в таких, порой не поддающихся сортировке соцветиях эмоции и существуют в душе человека.